Стахно Светлана
Дополнительная образовательная программа танцевального кружка
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная
Образовательная программа
Танцевального кружка
«Незабудки»
Составитель: Стахно Светлана Владимировна
Музыкальный руководитель ДОУ №1327
Москва 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели программы
1.3. Задачи обучения и воспитания
I.4. Процесс обучения
I.5. Особенности развития детей дошкольного возраста
I.6. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательного процесса
Публикация «Дополнительная образовательная программа танцевального кружка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
2.2. Содержание работы
3. Организационный раздел
3.1. Учебно – методическое обеспечение
3 2. Материально - техническое и методическое обеспечение Программы
3.3. Учебно - тематический план
3.4. Взаимодействие с родителями по развитию детей
3.5. Список литературы
Пояснительная записка
Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение
Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей дошкольного возраста 5– 7 лет на основе программ :
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997
2. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений;
3. С. Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика» (Хореография в детском саду) – Линка – Пресс, Москва, 2006 г.
Цель: Приобщение детей к искусству танца, формирование средствами музыки танцевальных и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей детей, потребности их самовыражения в различных видах движений
2. Совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой.
3. Развитие координации движений, формирование правильной осанки.
Образовательные :
- углублять знания детей, полученные на музыкальных занятиях в разделе «Музыка и движение»
- знакомство с различными видами танцев
Воспитательные:
- формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
- развивать творческие способности детей
Развивающие:
- развивать музыкально – пластические способности, двигательные навыки и умения в процессе игрового общения с детьми;
- развивать чувство ритма, темпа, координацию и свободу движений.
воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Методы и приемы, используемые на занятиях обучения танцам :
Метод показа и объяснения является ведущим в обучении танцу. В целях эффективного обучения педагог должен не только опираться на способности детей к подражанию, но и научить их сознательному выполнению изучаемого.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Они должны быть краткими, стимулировать активность, точными, конкретными и образными.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать свои движения с музыкой.
Игровой метод. Поскольку для дошкольников основным видом познавательной деятельности является игра, чрезвычайно важно, чтобы каждое творческое задание содержало элемент игры, каждое упражнение носило оригинальный, не трафаретный характер. Педагог подбирает для детей игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
Метод повторения и систематичности применяется как для разучивания, совершенствования и закрепления танцевальных навыков, так и для того, чтобы их не утратить, сохранить в памяти ранее пройденный материал.
Форма организации танцевального кружка :
Занятия проводятся 2 раза в неделю подгруппами во второй половине дня.
Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут,
Структура занятий:
Подготовительная или вводная часть занятия занимает 5-15 общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие
упражнения); ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально- ритмическая композиция.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитие двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию, соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа:
1. Начальный этап обучения танцу (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о движении
На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым движением, танцем, пляской, хороводом; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).
На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует движения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать, подражая педагогу.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
Название движения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ движения происходит в зеркальном изображении
Объяснение техники исполнения движения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения связки движений.
Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение изученного.
Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оцениваются достижения детей. Если появляются затруднения, руководителю кружка следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознано выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает разные варианты движений и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
На третьем этапе обучения, задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под фонограмму, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения движений и формировать у детей индивидуальный стиль. Музыкальный руководитель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.
Этап совершенствования и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направле-нием в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с несколь -кими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения.
Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодей-ствия между несколькими партнерами.
На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от
подбора движений.
Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Для подбора упражнений соответствующие темпу музыке предлагаются следующие критерии:
- Быстрый бег – 160 акцентов в минуту;
- Подскоки, галоп – 120-150 акцентов в минуту;
- Маховые движения – 80-90 акцентов в минуту;
- Наклоны – 70 акцентов в минуту;
- Повороты, наклоны головы, растягивания – 40-60 акцентов в минуту.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
Особенности развития детей 6-7 лет.
На занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию музыкального руководителя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений,
связанных с работой мелких мышц.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата.
В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое начало.
Программа предусматривает три этапа обучения:
1 квартал – начальный;
2 квартал – расширенный;
3 квартал – углубленный.
Начальный (1 квартал) На этом этапе ребенок получает первоначальные знания о танцах, элементах хореографии, ритмики;
первоначальные знания и умения в выполнении движений, у них формируется творческий опыт работы с музыкой, закладывается фундамент для самостоятельной творческой деятельности.
Главным результатом обучения являются:
- укрепление в каждом ребенке веры в себя, свои возможности;
- воспитанние у детей чувства красоты, радости от выступлений перед своими сверстниками, родителями, и др. взрослыми.
Прогнозируемые результаты :
Дети должны знать:
виды танцев (классический, народный, бальный);
танцевальную терминологию (поклон – книксен, реверанс, позиции ног и рук классического
танца и т. д.);
музыкальные жанры (песня, танец, марш).
назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики.
взаимосвязь движения, ритма и музыки;
название основных музыкально-ритмических движений и их элементов;
правила гигиены тела, тренировочной одежды;
правила сценического поведения.
Дети должны уметь:
- овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем, выполнять простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку;
- освоить определенный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
- красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.);
- импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение;
- дети без подсказки должны уметь выполнять все выученные движения и танцевальные комбинации;
- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы;
- красиво и правильно исполнять двигательные элементы; координировать движения друг с другом.
Учебный план:
№ Разделы
всего
часов Количество занятий в неделю Количество занятий в год
Старшая группа
1. Разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве 9 2 72
2. Разучивание танцевальных движений и шагов 8 2 72
3. Разучивание танцев
(композиция) 9 2 72
4. Игровой танец 4 2 72
5. Музыкально – двигательный этюд 3 2 72
Всего: 33
2
72
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»). Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А. Н. Зиминой и А. И. Бурениной).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) Передача в движении характера знакомого музыкального произведения
(3-х частная форма) :
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не
соответствуют характеру музыки.
2) Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения
(фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
3) Соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) Координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами») :
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
1) Воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2) Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) Воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
4) Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных
инструментах («ритмическое эхо») :
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
1) Сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное :
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Провести консультацию с родителями по вопросу обеспечения детей, посещающих кружок специальной обувью (чешками, балетки) для занятий кружка.
Провести беседу с родителями детей, обладающих хореографическими способностями о необходимости регулярно посещать детский сад для качественной и своевременной подготовки индивидуальных номеров к утренникам.
Провести консультацию с родителями по вопросу изготовления детских танцевальных костюмов для участников кружка к Новогодним праздникам.
Совместно с детьми участниками кружка подготовить танцевальные номера к празднику, посвященному 8 Марта, Дню Защитника Отечества, в конце года – отчетный концерт.
Подготовить рекомендации для родителей детей, посещающих танцевальный кружок «Методы и приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях».
Привлечь родителей к изготовлению костюмов для танцевальной группы.
Подготовить фотоотчет в родительские уголки «Так танцуют наши дети».
Пригласить родителей детей участников танцевального кружка на итоговый концерт.
Материально - техническое и методическое обеспечение Программы
Занятия проводятся в музыкальном зале во вторую половину дня.
1. Технические средства обучения (звуковые) :
Музыкальный центр; Мультимедийная система; Фортепиано
2. Учебно-наглядные пособия:
Детские музыкальные инструменты, костюмы, литература по хореографии для детей.
3. Набор СД – дисков с записями мелодий.
4. Атрибуты: мячи разных размеров, платки и платочки, кегли, обручи, скакалки, веера.
Методическое обеспечение Программы :
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб, 1997
Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М. : Линка - Пресс, 2006. Скрипниченко «Чудо-ритмика»/
Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. - СПб: Просвещение, 1994.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать : Учебное пособие - М. : Владос, 2003
Ротерс Т. Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика», Москва, «Просвещение», 1989 г.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» : Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб. : «Детство - пресс»
Коренева Т. Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Коренева. - М. : Владос, 2004.