Алексеева Ольга Викторовна
Дополнительная образовательная программа «Я — магнитогорец» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска
Принята
на педагогическом совете
Протокол №1 от 06.05.2018г. Утверждаю:
Заведующий
МДОУ «Д/с № 112 п. о.»
___ /Малова Т. А. /
Приказ № 54 – П от 06.05.2018г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Я-магнитогорец»
Для детей от 5 -7 лет.
Срок реализации 1 год
Составитель
Алексеева Ольга Викторовна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Я — магнитогорец“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Магнитогорск
2018
Содержание
1. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка:
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы
1.2. Ожидаемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел Программы :
* познавательное развитие;
* социально- коммуникативное развитие;
3. Организационный раздел Программы :
3. 1Методическое обеспечение:
*Конспекты занятий
*Рабочая тетрадь
*Игры
* Художественное слово.
4. Список литературы
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания- нравственным, правовым, гражданским, экологическим.
МДОУ «Детский сад № 112» одним из ключевых направлений воспитательной работы определило патриотическое воспитание.
Особенности программы
В ДОУ проводится целенаправленная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к характеристикам патриотизма с устоявшимися формами работы дошкольников.
В наши дни идеи патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно- целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно- воспитательных структур.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Я- магнитогорец» опирается запросам со стороны детей и родителей на программы патриотического и гражданского воспитания.
Мы предлагаем новую программу. Такая программа для города Магнитогорска разработана впервые, позволяет лучше, более качественно знакомить дошкольников с культурой и бытом родного города, значительно облегчает труд воспитателя.
Данная программа позволяет обеспечить дифференцированный подход к работе с детьми, создает условия для самореализации ребенка. Предусматривает активное включение родителей в реализацию программы.
Материал соответствуют требованиям ФГОС.
1.1.1. Цели и задач программы
Цели: нравственно- патриотическое воспитание юных Магнитогорцев. Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности; помощь каждому ребенку в благоприятном вхождении в современный мир.
Задачи:
1. Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях – тружениках.
2. Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять богатства города, страны.
3. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и ко всему живому.
4. Воспитывать у дошкольников эмоционально- положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, стране.
1.2Ожидаемые результаты и способы их проверки
На конец года ребенок должен знать:
1. Родная страна: название страны, название города, области (края, домашний адрес, название достопримечательностей города, улиц и площадей знаменитых людей, название природных зон.
2. Символика: флаг, герб, гимн России; герб, гимн Магнитогорска.
3. История народной культуры и традиции: жилище человека и предметы быта, народные праздники, народные промыслы.
4. Историко- географический и природный компонент: природные богатства нашего края, природно- климатические зоны, виды ландшафта.
5. Личностный компонент: отношение к окружающей природе, забота о близких, проявление дружелюбия.
Механизм отслеживания результатов
1. Анализ детской деятельности (рассказы о городе, стране, рисунки, сюжетно-ролевые игры на общественную тематику, дидактические игры)
2. Наблюдение за поведением и общением детей.
3. Беседа.
Показатели успешности реализации программы
Работа по программе «Я- Магнитогорец» способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они проявляют интерес к родному краю и его жителям, задают больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях- тружениках. Полученные знания о городе, стране дети отражают в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельность. Сама деятельность и ее результаты носят эмоционально- положительную окраску.
Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявляется в добрых делах и поступках. Дети учатся бережно относится к природе и ко всему живому, к труду взрослых.
Работа по программе способствует формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.
Тематический план программы
Планирование курса строится на 34-х примерных темах (соответственно неделям учебного года). Реализация осуществляется в непосредственно образовательной деятельности на познавательных занятиях 2 раза в месяц и культурно-досуговой деятельности, поэтому в программе представлены лишь основные темы, соответствующие календарно- тематическому планированию ДОУ. Предварительный подбор основных тем придает системность и культуросообразность образовательному процессу.
Сроки Примерные темы
2-я неделя сентября Мой город
4-я неделя сентября Краски осени
1-я неделя октября Животный мир
4-я неделя октября Наш быт
2-я неделя ноября Транспорт
3-я неделя ноября Здоровей-ка
1-я неделя декабря Здравствуй, зимушка- зима!
2-я неделя декабря Город мастеров
3-я неделя января В гостях у сказки
2-я неделя февраля Азбука безопасности
4-я неделя февраля Маленькие исследователи
1-я неделя марта Женский день
3-я неделя марта Быть здоровыми хотим
3-я неделя апреля Космос
4-я неделя апреля Волшебница вода
2-я неделя мая День Победы
3-я неделя мая Мир природы
2. Содержательный раздел программы
Познавательное развитие
Содержание образовательной деятельности по программе «Я-Магнитогорец»
Развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации посредством формирования представлений о социокультурных ценностях народов нашего города, о традициях и праздниках, об особенностях природы.
Тема Цели
Мой город Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать бережное отношение к истории родного края.
Краски осени. Обобщать и систематизировать знания об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями; закреплять знания о хвойных и лиственных деревьях, воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Животный мир Выявить и систематизировать представление детей о диких и домашних животных; учить давать развернутые высказывания, развивать фантазию и воображение.
Наш быт Закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить группировать по способу использования и понимать назначение предметов. Познакомить с Урало-Сибирской росписью.
Транспорт Обобщать и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Здоровей-ка Познакомить с понятием «полезная и вредная» пища; учить самостоятельно следить за здоровьем, познакомить с несложными приемами самооздоровления.
Здравствуй, зимушка-зима Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы; учить самостоятельно находить их, продолжать знакомить с природными особенностями зимних месяцев; приобщать к русской национальной культуре.
Город мастеров Продолжить знакомство с достопримечательностями города, познакомить с архитектурными особенностями ; воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем, кто создал и приумножает красоту города.
В гостях у сказки Продолжить знакомство с уральскими сказами, воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; познакомить с отличительными особенностями сказов от других литературных жанров.
Азбука безопасности Познакомить со службой спасения; учить рассказывать по картинкам, по впечатлениям из личного опыта, воспитывать чувства сострадания и ответственности.
Маленькие исследователи Познакомить с жизнедеятельностью изобретателя- самоучки И. П. Кулибина; закрепить понятие «человек- изобретатель», обобщить знания о мире открытий и изобретений; развивать конструкторско- технические умения
Женский день Закреплять и уточнить знания о празднике 8 марта; учить составлять творческие рассказы; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.
Космос Знакомить с солнечной системой, вызвать интерес к космическому пространству; расширять представление о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать воображение и фантазию.
Волшебница вода Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состояниями воды в окружающей среде, прививать навыки экологически грамотного поведения в быту,
День Победы Продолжать знакомство с достопримечательностями города, рассказать о роли Магнитогорска в Великой Отечественной войне; дать понятие «триптих»; воспитывать патриотические чувства, любовь к родине.
Мир природы Формирование целостного представления о природных зонах и природных явлениях Урала; воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма.
Социально- коммуникативное развитие.
Содержание образовательной деятельности по программе «Я –Магнитогорец»
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к свое семье и к сообществу детей и взрослых.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться различные средства и методы. У детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном. Поэтому используются беседы с детьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует. Старшим дошкольникам такие беседы помогают овладеть не только диалогом, но и монологом, так как взрослый просит ребенка рассказать об увиденном, о каком- нибудь событии, о своих родных и т. д
В старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по – прежнему остается игра. Большое место занимают народные игры, такие как «Юрта», «Гори- гори ясно», «Городки» и другие. Они развивают самостоятельность, целенаправленность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения: «С какой ветки детки», «Мамы и малыши», «Цепочка слов», «Кто первый», которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивать логическое мышление детей. Сюжетно-ролевые игры: «Служба спасения», «Мамины помощники», «Космонавты» формируют умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Воспитывают доброжелательность, готовность выручить сверстника, развивают умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Физическое развитие
Реализация данной образовательной области программой «Я –магнитогорец» не предусмотрено.
Речевое развитие
Реализация данной образовательной области программой «Я-магнитогорец» не предусмотрено.
Художественно- эстетическое развитие
Реализация данной образовательной области программой «Я- магнитогорец» не предусмотрено.
3. Организационный раздел Программы
Методическое обеспечение программы
3.1 Рабочая тетрадь
3.2 Конспекты занятий.
3.3Игры.
3.4 Художественное слово.