Надежда Филиппова
«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. Часть вторая
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми 6-7 лет.
Неделя Тема Программное содержание Количество часов
Сентябрь
1-я "Листик кленовый" Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой. 2
Публикация «„Пластилинография“ Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет, Часть вторая» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2-я "Астры и хризантемы" Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. 2
3-я "Дождик" Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает).
Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
2
4-я "Осеннее дерево" Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
2
Октябрь
1-я "Букет из осенних листьев" Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете. 2
2-я "Гроздь винограда" Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы. 2
3-я "Во дворе" Продолжать освоение приемов пластилинографии.
Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. 2
4-я
"Грибы-грибочки выросли в лесочке" Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.
Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет.
Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. 2
Ноябрь
1-я "Ежик с грибами" Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал.
Развивать детское творчество. 2
2-я "Солнышко на тарелке" Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). 1
3-я " Кудряшки для овечки " Развивать согласованность в работе обеих рук.
Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.
Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой. 2
4-я "Зимняя картина" Ознакомить детей с понятием "пейзаж".
Воспитывать интерес к природе в разное время года.
Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.
Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. 2
Декабрь
1-я "Снежинка" Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. 2
2-я " Снеговик" Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал 2
3-я "Игрушка новогодняя" Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках.
Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. 2
4-я "Елка новогодняя огоньками светится " Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. 2
Январь
1-я
2-я "Снегирь на ветке" Обобщить представления детей о зимующих птицах.
Разобрать особенности внешнего вида снегиря.
Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. 2
3-я "Творю что хочу"
(самостоятельная
деятельность детей) Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. 2
4-я "Белая сова" Предложить самостоятельно составить композицию. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности птицы: форму и расцветку.
Развивать глазомер и цветовосприятие. 2
Февраль
1-я "Кактус в горшке" Расширять представления детей о комнатных растениях.
Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. 2
2-я "Вьюга за окошком " Обобщить представления детей о зиме.
Побуждать детей точно передавать явления природы. 2
3-я "Открытка для папы" Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.
Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. 2
4-я "Сердечки" (самостоятельная работа детей) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. 2
Март
1-я "Украшение для мамы" Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. 2
2-я "Цветы для мам" (коллективная работа детей) Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам.
Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.
Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие. 1
3-я "Подводный мир" Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином : преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта.
Развивать эстетическое и образное мышление. 2
4-я "Для любимой мамочки" Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные.
Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности. 2
Апрель
1-я "Весенняя капель" Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе.
Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. 2
2-я "Пасхальное яичко" Знакомить детей с историей праздника Пасхи, прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.
Продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в лепке. 2
3-я "Мой наряд" Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. 2
4-я "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые" Обобщить представление о насекомых.
Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей.
Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию 2
Май
1-я "Подснежник" Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представление о первоцветах.
Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Развивать мелкую моторику рук. 2
2-я "Веселый зоопарк" Обобщить представления детей об обитателях зоопарка.
Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его.
Поощрять самостоятельную деятельность.
Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк" 2
3-я "Незабудки" Продолжить знакомство детей с миром природы.
Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями.
Стимулировать активную работу пальцев рук 2
4-я "Первые ягодки" Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений.
Закреплять познавательный интерес к природе.
Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.
Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. 2
Июнь
1-я "Одуванчик" Учить детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка. Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа.
Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
1
2-я "Божья коровка,
улети на небо" Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.
Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. 1
3-я " Радужная страна " Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение.
Способствовать развитию творческого мышления, фантазии и воображения.
Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии.
Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки. 2
4-я " Ромашки для мамы " Учить создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек, вдавливая их вокруг середки цветка.
Закреплять прием вдавливания.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать отзывчивость, доброту.
2
ИТОГО: 72 часа.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа составлена с учё том реализации интеграции образовательных областей:
«Познание» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.
Осуществляется развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
«Художественная литература» - используются произведения познавательной направленности.
«Коммуникация»- где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
«Здоровье»- дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.
«Социально – коммуникативное развитие» - осуществляется развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формируется готовность к совместной деятельности; формируется уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации; формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества; формируются основы безопасного поведения на занятиях пластилинографией.
«Художественно-эстетическое развитие» - происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; формируются элементарные представления о пластилинографии; осуществляется стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная).
«Труд»- дети готовят материал к каждой деятельности, самостоятельно убирают его.
Содержание психолого-педагогической работы
1. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
2. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
3. Дополнительные занятия кружка ” Пластилиновое чудо” способствуют более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
4. В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.
5. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
6. Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
7. У детей воспитываются тактильные чувства пальцев. Необходимость тактильного чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
8. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
9. Также данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
10. Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
11. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Методическое обеспечение программы
-Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем.
-методические пособия и книги по пластилинографии;
-литературные произведения (тематические).
Материалы для создания пластилиновой картины :
-Картон с контурным рисунком;
-Набор пластилина, стеки, доска, салфетки.
-Бросовый и природный материалы
Формы организации деятельности
: занятия, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Методы работы:
-Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
-Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.
-Метод разнообразной художественной практики.
-Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
-Метод эвристических и поисковых ситуаций.
-Метод игровых, творческих ситуаций.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т. д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
-практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – младшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа младших дошкольников.
Методы создания положительной мотивации:
-эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
-волевые: предъявление образовательных требований, информирование о прогнозируемых результатах деятельности.
Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Список литературы.
1. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999