Получи документы

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет «Веселая логоритмика»

Ольга Долгалева
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет «Веселая логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа

дошкольного образования

по речевому развитию детей

«Веселая логоритмика»

Программа рассчитана для детей 5–6 лет

Срок реализации -1 год

Составитель: педагог дополнительного образования Долгалёва О. В.

2021г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи реализации программы 5

Публикация «Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет „Веселая логоритмика“» размещена в разделах

1.3. Назначение программы коррекционного обучения дошкольников 5–6 лет 6

1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы 7

2. Содержательный раздел

2.1. Основные разделы содержания. Структура занятия 8

2.2. Содержание занятия 9

2.3. Организация педагогической диагностики…. 11

2.4. Работа с родителями…. 11

2.5. Календарно-тематическое планирование 12

3. Организационный раздел.

3.1. Материально-технические условия 14

3.2. Программно-методическое обеспечение…. …. 15

3.3. Список литературы 16

3.4. Приложение 17

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа «Весёлая логоритмика» создана на основе правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №196.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики ВО от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

5. Положение о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ МКУ ДО СРДТ от 07.04.2020 года № 61).

6. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

Тип программы - коррекционно-развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием речи.

Актуальность.

С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны : плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом).

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.

Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровье сберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. Занятия по данной программе

способствуют максимально эффективному повышению уровня

звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса. Соответствие лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает в себя работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Данная программа позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.

Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скорректировать моторную сферу.

Отличительной особенностью данной программы в свете коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы : корректировать имеющиеся отклонения в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;

• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;

• формировать правильную артикуляцию звуков;

• развивать мелкую моторику, точность движений;

• развивать творчество и инициативу.

• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;

• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки.

1.3. Назначение программы коррекционного

обучения дошкольников 5–6 лет

Программа предназначена для коррекционного обучения детей 5-6 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющих общее недоразвитие речи.

Основной контингент старших дошкольников имеет общее недоразвитие речи разных уровней.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

В этом возрасте у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

Данная программа может помочь обеспечить плавный переход ребенка в школу.

1.4. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

• Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.

• Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

• У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.

• Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

• Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

• Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

• Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

• Ребёнок уважает культуру и традиции народов России, родного края, труд людей.

• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

• Открытые занятия для родителей.

• Показательные выступления на тематических мероприятиях.

2. Содержательный раздел.

2.1. Основные разделы содержания.

Структура занятия.

1. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.

Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.

2. Основная часть составляет 70–80% времени занятия.

В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

3. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10–15%).

Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.

2.2. Содержание занятия

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Речевые игры могут быть представлены в различных видах. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.

• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

2.3. Организация педагогической диагностики

Педагогическая диагностика проходит в 2 этапа:

1. Первичная диагностика. Первичная диагностика проходит в течение 2-х недель с начала учебного года. Проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

2. Итоговая диагностика. Итоговое исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.

Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. (Приложение 1)

Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом.

2.4. Работа с родителями

Взаимодействие с родителями проходит:

• в форме консультаций в индивидуальном порядке;

• в форме открытых показов занятий воспитанников;

• на родительских собраниях;

• на концертных выступлениях

2.5. Календарно-тематическое планирование

Месяц Неделя Лексико-грамматическая тема Название занятия Количество занятий

Сентябрь 1 Осень, осенняя одежда «Осень» 1

2 Родина «Родина» 2

3 Овощи и фрукты «Богатый урожай» 1

4 Хлеб «Караваюшка» 2

5 Детский сад. Игры и игрушки «Городок игрушек» 2

Октябрь 6 Осенний лес. Грибы «Прогулка в осенний лес» 2

7 Домашние животные «У кошки новоселье» 2

8 Почта. Профессии «Кем быть?» 2

9 Перелетные птицы «До свидания, птицы!» 2

Ноябрь 10 Ателье. Одежда «Одежда» 2

11 Дикие животные «Лесные звери осенью» 2

12 Посуда «Посудная лавка» 2

13 Животные севера и юга «В зоопарке» 2

Декабрь 14 Мебель «Домик куклы Кати» 2

15 Зимующие птицы «Снегири» 2

16 Зима «В гости к Снегурочке» 2

17 Новый год «Зимняя царица» 2

Январь 18

19 Рождество «Рождественские игры» 1

Витамины «Витаминная семья» 1

20 Комнатные растения «Уголок природы» 2

21 Библиотека «Наши любимые сказки» 2

22 Пожарная безопасность «Кошкин дом» 2

Февраль 23 Наш край «Родной край» 2

24 ЗОЖ «Мишкина малина» 2

25 Рыбы «Рыболовы» 2

26 Армия «Армейская карусель» 2

Март 27 Весна «Находчивый бобр» 2

28 8 марта. Семья «Самая любимая мама» 2

29 Домашние птицы «Петушок и его семья» 1

30 ОБЖ «На лесном перекрестке» 2

31 Строители «Мы строители» 1

Апрель 32 Космос «Полетим на ракете» 2

33 Транспорт «Поиграем в поезд» 2

34 Лес, парк, сад «В гости к радуге» 2

35 Насекомые «Муха-Цокотуха» 2

Май 36 Огород «Посадим огород» 2

37 День Победы «День Победы» 2

38 Времена года «Времена года» 2

39 Скоро лето «Здравствуй, лето!» 2

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия

Реализация программы «Веселая логоритмика» требует организации, развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов).

Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.

Музыкальный зал:

• Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса.

• Ковер.

• Мольберт.

• Столы и стулья.

• Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).

Технические средства:

• Наличие ноутбука.

• Проектор.

• Музыкальный центр.

• Принтер.

• Сканер.

• Музыкальные произведения.

Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

• Бланки с заданиями по темам.

• Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных.

• Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям.

• Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений.

• Схемы-планы, модели.

Игровой и спортивный инвентарь:

• Ростовые куклы.

• Костюмы зверей.

• Музыкальные инструменты.

Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики.

• Пособия на развитие дыхание.

• Ритмические палочки.

• Массажные мячики «Су-джок».

3.2. Программно-методическое обеспечение

1) Гавришева, Л. Б. Нищева Н. В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.

2) Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.

3) Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.

4) Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

1) Лопухина И. С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей.

3.3. Список литературы

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. —

2. Бабушкина Р. Л. Кислякова О. М., Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. -- СПб. : КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –

Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). -СПб. :» Петербург –XXI «,1997.

4. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5–6 лет. Занятия и упражнения. М.» ТС СФЕРА»,2006.

5. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М. : Академия развития. – 2006–120 с.

6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.

Приложение 1

3.4. Диагностика неречевых психических функций

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Критерии:

Слуховое внимание.

Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:

бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - -. -

2-й элемент: -. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение с одного движения на другое.

Состояние мелкой моторики.

Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.

Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

Переключение с одного движения на другое.

Игра на рояле» (пальцы 1–5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 1.

Во время диагностики неречевых процессов могут быть использованы следующие тесты:

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

«Попугай, попугай,

Все за мною повторяй».

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

Для детей предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).

Оценка результата:

Высокий уровень: воспроизведение после двухкратного повторения 4 слов.

Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент и многократные ошибки с самокоррекцией.

Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1–2 попыток.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

«Обезьянкой быть хочу,

Что покажешь, повторю».

Детям предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

Оценка результата:

Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1–2

Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.

Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).

Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»

Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики.

Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

Детям предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).

Оценка результата:

Высокий уровень: безошибочное выполнение серии движений каждой рукой.

Средний уровень: 1–2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 2.

По окончанию реализации данной программы проводится повторное тестирование в конце года.

Таблиица 1

п/п Фамилия, имя ребенок Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

Таблица 2

п/п Фамилия, имя ребенка Тест на слухоречевую память Тест на двигательную память Тест на праксис позы пальцев

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

н. г. * - начало учебного года

к. г. * - конец учебного года

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет «Веселая логоритмика»
Опубликовано: 25 января 2022 в 15:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет «Веселая логоритмика»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Долгалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД