Ольга Долгалева
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет «Веселая логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа
дошкольного образования
по речевому развитию детей
«Веселая логоритмика»
Программа рассчитана для детей 5–6 лет
Срок реализации -1 год
Составитель: педагог дополнительного образования Долгалёва О. В.
2021г.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи реализации программы 5
Публикация «Дополнительная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–6 лет „Веселая логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
1.3. Назначение программы коррекционного обучения дошкольников 5–6 лет 6
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы 7
2. Содержательный раздел
2.1. Основные разделы содержания. Структура занятия 8
2.2. Содержание занятия 9
2.3. Организация педагогической диагностики…. 11
2.4. Работа с родителями…. 11
2.5. Календарно-тематическое планирование 12
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия 14
3.2. Программно-методическое обеспечение…. …. 15
3.3. Список литературы 16
3.4. Приложение 17
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа «Весёлая логоритмика» создана на основе правовых документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №196.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики ВО от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
5. Положение о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ МКУ ДО СРДТ от 07.04.2020 года № 61).
6. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Тип программы - коррекционно-развивающая. Программа ориентирована в первую очередь на работу с детьми с общим недоразвитием речи.
Актуальность.
С каждым годом отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны : плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, интернетом).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Новизна программы заключается в сочетании различных видов здоровье сберегающих технологий, которые повышают эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. Занятия по данной программе
способствуют максимально эффективному повышению уровня
звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса. Соответствие лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает в себя работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Данная программа позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность.
Педагогическая целесообразность. Реализация данной программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скорректировать моторную сферу.
Отличительной особенностью данной программы в свете коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : корректировать имеющиеся отклонения в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
• формировать правильную артикуляцию звуков;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать творчество и инициативу.
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений;
• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки.
1.3. Назначение программы коррекционного
обучения дошкольников 5–6 лет
Программа предназначена для коррекционного обучения детей 5-6 лет с нормальным слухом и интеллектом, имеющих общее недоразвитие речи.
Основной контингент старших дошкольников имеет общее недоразвитие речи разных уровней.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.
В этом возрасте у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.
Данная программа может помочь обеспечить плавный переход ребенка в школу.
1.4. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:
• Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
• Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
• У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
• Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
• Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
• Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
• Ребёнок уважает культуру и традиции народов России, родного края, труд людей.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
• Открытые занятия для родителей.
• Показательные выступления на тематических мероприятиях.
2. Содержательный раздел.
2.1. Основные разделы содержания.
Структура занятия.
1. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а также со сменой видов движений.
2. Основная часть составляет 70–80% времени занятия.
В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10–15%).
Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.
2.2. Содержание занятия
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Речевые игры могут быть представлены в различных видах. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
2.3. Организация педагогической диагностики
Педагогическая диагностика проходит в 2 этапа:
1. Первичная диагностика. Первичная диагностика проходит в течение 2-х недель с начала учебного года. Проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.
2. Итоговая диагностика. Итоговое исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей. (Приложение 1)
Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом.
2.4. Работа с родителями
Взаимодействие с родителями проходит:
• в форме консультаций в индивидуальном порядке;
• в форме открытых показов занятий воспитанников;
• на родительских собраниях;
• на концертных выступлениях
2.5. Календарно-тематическое планирование
Месяц Неделя Лексико-грамматическая тема Название занятия Количество занятий
Сентябрь 1 Осень, осенняя одежда «Осень» 1
2 Родина «Родина» 2
3 Овощи и фрукты «Богатый урожай» 1
4 Хлеб «Караваюшка» 2
5 Детский сад. Игры и игрушки «Городок игрушек» 2
Октябрь 6 Осенний лес. Грибы «Прогулка в осенний лес» 2
7 Домашние животные «У кошки новоселье» 2
8 Почта. Профессии «Кем быть?» 2
9 Перелетные птицы «До свидания, птицы!» 2
Ноябрь 10 Ателье. Одежда «Одежда» 2
11 Дикие животные «Лесные звери осенью» 2
12 Посуда «Посудная лавка» 2
13 Животные севера и юга «В зоопарке» 2
Декабрь 14 Мебель «Домик куклы Кати» 2
15 Зимующие птицы «Снегири» 2
16 Зима «В гости к Снегурочке» 2
17 Новый год «Зимняя царица» 2
Январь 18
19 Рождество «Рождественские игры» 1
Витамины «Витаминная семья» 1
20 Комнатные растения «Уголок природы» 2
21 Библиотека «Наши любимые сказки» 2
22 Пожарная безопасность «Кошкин дом» 2
Февраль 23 Наш край «Родной край» 2
24 ЗОЖ «Мишкина малина» 2
25 Рыбы «Рыболовы» 2
26 Армия «Армейская карусель» 2
Март 27 Весна «Находчивый бобр» 2
28 8 марта. Семья «Самая любимая мама» 2
29 Домашние птицы «Петушок и его семья» 1
30 ОБЖ «На лесном перекрестке» 2
31 Строители «Мы строители» 1
Апрель 32 Космос «Полетим на ракете» 2
33 Транспорт «Поиграем в поезд» 2
34 Лес, парк, сад «В гости к радуге» 2
35 Насекомые «Муха-Цокотуха» 2
Май 36 Огород «Посадим огород» 2
37 День Победы «День Победы» 2
38 Времена года «Времена года» 2
39 Скоро лето «Здравствуй, лето!» 2
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия
Реализация программы «Веселая логоритмика» требует организации, развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов).
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
Музыкальный зал:
• Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса.
• Ковер.
• Мольберт.
• Столы и стулья.
• Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).
Технические средства:
• Наличие ноутбука.
• Проектор.
• Музыкальный центр.
• Принтер.
• Сканер.
• Музыкальные произведения.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
• Бланки с заданиями по темам.
• Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных.
• Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям.
• Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений.
• Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
• Ростовые куклы.
• Костюмы зверей.
• Музыкальные инструменты.
• Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики.
• Пособия на развитие дыхание.
• Ритмические палочки.
• Массажные мячики «Су-джок».
3.2. Программно-методическое обеспечение
1) Гавришева, Л. Б. Нищева Н. В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.
2) Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3) Крупа-Шушарина С. В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста.
4) Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
1) Лопухина И. С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей.
3.3. Список литературы
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. —
2. Бабушкина Р. Л. Кислякова О. М., Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. -- СПб. : КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –
Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная). -СПб. :» Петербург –XXI «,1997.
4. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5–6 лет. Занятия и упражнения. М.» ТС СФЕРА»,2006.
5. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М. : Академия развития. – 2006–120 с.
6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
Приложение 1
3.4. Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - -. -
2-й элемент: -. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение с одного движения на другое.
Состояние мелкой моторики.
Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х баллов.
Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
Переключение с одного движения на другое.
Игра на рояле» (пальцы 1–5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Реципрокная проба «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную Таблицу 1.
Во время диагностики неречевых процессов могут быть использованы следующие тесты:
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
«Попугай, попугай,
Все за мною повторяй».
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
Для детей предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
Оценка результата:
Высокий уровень: воспроизведение после двухкратного повторения 4 слов.
Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент и многократные ошибки с самокоррекцией.
Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1–2 попыток.
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
«Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю».
Детям предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
Оценка результата:
Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1–2
Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.
Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).
Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»
Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики.
Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.
Детям предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).
Оценка результата:
Высокий уровень: безошибочное выполнение серии движений каждой рукой.
Средний уровень: 1–2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.
Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.
Результаты заносятся в сводную Таблицу 2.
По окончанию реализации данной программы проводится повторное тестирование в конце года.
Таблиица 1
п/п Фамилия, имя ребенок Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
Таблица 2
п/п Фамилия, имя ребенка Тест на слухоречевую память Тест на двигательную память Тест на праксис позы пальцев
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
н. г. * - начало учебного года
к. г. * - конец учебного года