Ольга Александровна Вишнякова
Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Пчёлка»
с. Частая Дубрава, Липецкого района, Липецкой области
«Цветочный калейдоскоп»
в младшей группе детского сада
Воспитатель: Вишнякова О. А.
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Цветочный калейдоскоп“ в младшей группе детского сада» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были пре-поднесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружаю-щей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и жи-вотные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образо-вания, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представле-ния. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет суще-ствовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо бе-речь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, осо-бенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий. Участники: дети 3-4 лет.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Проблема: «Какие бывают цветы».
Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».
Цели:
• знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой оби-тания;
• формирование осознанно-правильного отношения к представителям расти-тельного мира;
• развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные расте-ния, садовые, луговые, лесные цветы.
4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творче-ских работах.
5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Ожидаемые результаты проекта.
1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цве-тах.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и це-лителями.
3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
4. Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Первый этап. Целеполагание (выявление проблемы). На первом этапе воспи-татель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Водит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также допол-нение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире во-круг.
Второй этап. Разработка проекта. На этом этапе педагог (помимо организа-ции деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). Воспитатель по необходимости оказывает ребятам прак-тическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап. Подведение итогов.
Реализация проекта
• Эвристическая беседа «Путешествие в царство комнатных растений».
Цели и задачи: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, ха-рактерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнат-ным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
• Индивидуальная работа в уголоке природы. Уход за растениями.
Цели и задачи: Обобщить представления детей об уходе за комнатными рас-тениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); разви-вать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; по-знакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.
• Эвристическая беседа «Раз цветочек, два цветочек…»
Цели и задачи: Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: луговые, садовые цветы. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
«Растения лечат».
Цели и задачи: познакомить детей с лекарственными растениями (в частности цветами, дать знания о простейших способах использования некоторых лекар-ственных растений для лечения, о правилах их сбора: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес де-тей; развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основы-ваясь на свободном обмене мнением; вызывать положительный эмоциональный настрой.
• Художественное творчество – рисование «Цветочный калейдоскоп»
Цели и задачи: Учить детей использовать свои знания о цветах. Учить переда-вать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать цветными карандаша-ми. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к живой природе.
• Художественное творчество – конструирование «Цветики-цветочки»
Цели и задачи: Формировать экологическое восприятие детей средствами ху-дожественного творчества. Продолжать развивать представления детей о цветах.
• Дидактические игры.
Дидактическая игра «Дорисуй цветок»
Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.
Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных поло-винок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)
Правила игры: Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные по-ловинки предметов, раскрасить и назвать их.
Дидактическая игра «Цветочные полянки»
Цель: расширять познания в области количественных представлений; форми-ровать навыки словообразования прилагательных (ромашка — ромашковая поля-на и т. д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.
Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном — 5 ромашек, во втором — 10 колокольчиков и т. д.)
Правила игры: Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашива-ет: «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на василь-ковую полянку, на ней растет 6 васильков и т. д.)
Дидактическая игра «Слепой ботаник»
Цель: Учить распознавать растения по запаху.
Материалы: луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)
Правила игры: Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются гла-за, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.
Дидактическая игра «Собери букет»
Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительными.
Материал. Предметные картинки с изображением цветов.
Ход игры: Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей соста-вить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
• Подвижные игры
Мы – цветы (Зарядка)
1. Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).
2. Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).
3. Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.
4. Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытя-нули левую ногу – повращали.
5. Моем листья, стебли под дождё м: подняли руки вверх, растопырили паль-цы, подставили ладошки дождю, кружимся.
Живая клумба
Все играющие разбиваются на три команды:
1. Золотые шары;
2. Ноготки;
3. Бархатцы.
Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Де-ти поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ногот-ки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.
Волшебная палочка
«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация, назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где при-меняется).
Любимый цветок
Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».
Найди своё место
Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.
Игра на внимание
Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети под-нимают одну руку. Если садовый – две руки.
• Пальчиковые игры.
Цель и задачи: Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые спо-собности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из ку-лаков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)
МАК
На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон)
Он склонил головку так. (Бутон наклонить)
Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, пома-хать,
Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)
ХРИЗАНТЕМЫ
Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать. как цветок распус-кается)
Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)
Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)
Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)
Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)
ЦВЕТОК
Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)
Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны паль-цами)
Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами
Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и пока-чать)
• Загадывание загадок по теме «Цветы».
Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей об-разами.
• «Красная книга» - итоговое мероприятие по проекту.
Цели: развивать у детей представления о назначении Красной книги;
развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.
Составить совместно с родителями (с их помощью) Красную книгу цветов, выяснить какие растения (цветы) произрастают в нашем краю, официально включенные в Красную книгу.