Шамшинова Дарья
Долгосрочный инновационный проект «Многофункциональное дидактическое пособие «Логопедический твистер»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Информационная часть проекта.
1. Информация об авторе проекта :
Автор проекта Шамшинова Дарья Александровна
Название проекта «Логопедический твистер»
Должность и место работы Учитель-логопед МДОУ Захаровский детский сад №2
Контакты тел: 89209591126; электронная почта: shamshinova.vasilissa2016@yandex.ru
Публикация «Долгосрочный инновационный проект „Многофункциональное дидактическое пособие „Логопедический твистер“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Напольные игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
2. Участники проекта.
Дети и родители логопедического пункта учреждения.
3. Время реализации проекта :
С 1 сентября 2021 года по 30 мая 2022 года (долгосрочный)
Проведение итогов проекта «Логопедический твистер» - конец мая 2022 года, оформление документации.
II Содержательная часть проекта.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей 5 - 7 лет, посещающих логопункт дошкольного учреждения. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.
Актуальность. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, требующих использования знаний и умений в новой для дошкольников ситуации, для решения новых проблем. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и увидев всем известную игру у своей дочери, решила попробовать изменить ее под логопедические задачи. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта «Логопедический твистер». Тем более, там как раз представлены любимые всеми логопедами цвета – синий, зеленый и красный.
Напольная твистер-игра является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиям. По сравнению с другими видами игр имеет характерную особенность: способствуют формированию речи, развитию двигательных и познавательных способностей.
Цель: развитие и формирование всех сторон речи в процессе игровой деятельности.
«Логопедический твистер» - это логопедическое многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука в изолированной позиции и заканчивая сочинением рассказа по серии картинок. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать высказывания товарищей и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать логическое мышление детей, познавательный интерес, внимание, наблюдательность; развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Образовательные: совершенствовать знания детей и активизировать словарный запас по изученным темам; закреплять умения и навыки звукового анализа; Развивать фонематическое восприятие и звукопроизношение.
Назначение пособия : данное пособие представляет из себя поле для игры в твистер с прозрачными кармашками для карточек и предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, на логопедических занятиях.
Направления работы:
- развитие крупной моторики и координации
- автоматизация и дифференциация звуков
- развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза
- развитие фонематического восприятия
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развитие связной речи
- пополнение словарного запаса
Ожидаемый результат: создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию у детей всех сторон речи.
Варианты заданий
1. Игра- чистоговорки. Крутим стрелочку на малом игровом поле и определяем, на какую картинку мы должны встать нужной ногой или рукой, при этом придумать чистоговорку с картинкой, на которую вы встаете.
2. Слоговые ступеньки. Дети встают на дорожку определенного цвета. На первом круге изображено слово, которое необходимо пройти по кругам проговаривая по слогам. (Например бе-ге-мот).Ребенок останавливается на последнем слоге и считает, сколько слогов прошагал.
3. Сочини рассказ по серии картинок. На дорожке определенного цвета выкладывается серия картинок. Ребенок, по ходу рассказа двигается по картинкам к финишу.
4. Придумай предложение. На поле из картинок ребенок выбирает две, встает на них ногами и придумывает предложение.
5. Внимательные ушки. Упражнение направлено на дифференциацию звуков, схожих по звучанию. Если услышал [с] ставь руку на синий, если услышал [ш] на красный. Это упражнение можно использовать с любыми смешиваемыми звуками.
6. Звуковой анализ. Умение выделять звуки в словах и давать им характеристику, является основой для успешного обучения в школе. А закреплять навык звукового анализа слова лучше всего через подвижную игру - «Логопедический Твистер».
7. Звуковые дорожки. (Автоматизация звука в изолированной позиции). Для этой игры нам необходимы символы автоматизируемого звука. Например, самолет и облака для [Л]
8. Загадки. В соревновании участвует 4 ребенка,по количеству дорожек. За каждую разгаданную загадку ребенок переходит на следующий кружок.
9. Составляем слоги. В кармашках размещаются гласные и согласные буквы. Дотрагиваясь руками или ногами ребенок составляет и читает слоги. Буквы можно заменить слогами и составлять слова.
10. Задания на лексическую тему. Огород. На поле от твистера расположены карточки с изображением овощей. Ребенок выбирает овощ и описывает его по схеме.
11. Ориентировка в пространстве. Ребенок встает на картинку в центре и называет по инструкции,что находится справа,слева и т. д.
Необходимо отметить, что чаще всего «Логопедический твистер» используется мною на подгрупповых занятиях. Соревновательный дух между ребятами в процессе игры на поле, значительно влияет на скорость решения педагогических задач.
Можно использовать твистер-игру на закрепление цвета, формы, понятий «Большой-маленький». При выполнении задания дети могут дотрагиваться ладошками до названных картинок,вставать на них. Так же карточки могут использоваться отдельно, без использования игрового коврика. Например, в играх «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Найди такой же». Можно добавить к игре «Грамматический кубик», тогда задания станут еще более разнообразными. Варианты использования этой увлекательной игры ограничены лишь нашим воображением.
Вывод
Сейчас можно подвести промежуточные итоги использования «Логопедического твистера». Необходимо отметить что дети с большим желанием бегут на занятия и выполняют предложенные задания. Автоматизация звуков проходит быстрее и увлекательнее. Ребята научились лучше ориентироваться в пространстве.
С помощью «Логопедического твистера» можно заинтересовать даже самых больших «нехочух», а также стимулировать не только речь но и двигательное развитие.
Я планирую и дальше использовать «Логопедический твистер» на своих занятиях, так как его использование показывает положительную динамику. Копилка логопедических игр для твистера будет мною регулярно пополняться.