Сафаева Марина Николаевна
Презентация «Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа»
▼ Скачать +Заказ
Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа.
Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Публикация «Презентация „Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В современной педагогике выделяют три проявления адаптации.
1. Адаптация как процесс
2. Адаптация как проявление
3. Адаптация как результат
Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок приспособился к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет.
Также выделяют понятие «социальная адаптация». Определяется социальная адаптация как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация предполагает включение индивида в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует от него определенной ориентации, перестройки его поведения и структуры деятельности. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым.
Роль такого контроля выполняет образовательный и воспитательный процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, вузе, на производстве. Самым главным условием при этом является полное совпадение требований, которые предъявляются в вышеперечисленных институтах социализации с требованиями в реальной жизни. В этом заключается педагогический аспект. Что же касается психологического, то социальная адаптация понимается здесь как выработка индивидом образа жизни при утверждении в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций среды, предъявлений серьезных требований к культуре личности, сформированности ее мировоззрения, жизненной позиции. Благоприятная социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство удовлетворенности и в других сферах жизни. В этом аспекте социальная адаптация рассматривается как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива.
Изменение окружающей реальности вызывает особые затруднения у воспитанников, и является социальным процессом, поэтому сформированный уровень социальной адаптации влияет на то, как воспитанник сможет организовать свою жизнедеятельность в целом. В нашем представлении социальная адаптация - это интегративный показатель состояния воспитанника, связанный с освоением личностью новой, социальной среды, норм и ценностей данного общества, приобретением умений и навыков в организации собственного образа жизнедеятельности. Она характеризуется изменчивостью (адаптированностью) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
К настоящему времени сложилось два основных понимания сущности социальной адаптации :
а) как приспособления, привыкания организма, личности к контактным внешним условиям
б) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды. Как указывает исследователь, второй подход позволяет наиболее адекватно представить всю сложность социальной адаптации детей и подростков, правильно построить педагогический процесс в учреждениях интернатного типа.
Социальная адаптация воспитанников ОУ интернатных учреждений является острой государственной проблемой. Общество в их лице теряет полноценную смену поколений и испытывает проблемы с их поведением и социальной адаптацией.
Изменение окружающей реальности вызывает особые затруднения у детей, и является социальным процессом, поэтому сформированный уровень социальной адаптации влияет на то, как воспитанник сможет организовать свою жизнедеятельность в целом. В нашем представлении социальная адаптация - это интегративный показатель состояния воспитанника, связанный с освоением личностью новой, социальной среды, норм и ценностей данного общества, приобретением умений и навыков в организации собственного образа жизнедеятельности. Она характеризуется изменчивостью (адаптированностью) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процесс адаптации таких детей в домах ребёнка, в детских домах, школах-интернатах происходит с большими трудностями. Замедленное интеллектуальное развитие, психическая надломленность этой категории детей, несформированность чувства родного дома, причастности к семье существенно ухудшает их жизненное самочувствие. Сама структура учреждений, их деление по возрастным признакам (дома. ребенка, дошкольные и школьные детские дома, школьные интернаты, особенности проживания в них детей способствуют разрушению родственных связей, усугублению чувства одиночества, незащищённости. У выпускников детских домов возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей. Более того, по статистике дети бывших воспитанников очень часто сами попадают в детские дома. К сожалению, практика показывает, что почти все дети после окончания пребывания в детском доме предоставлены сами себе.
Таким образом, построение педагогического процесса по развитию адаптационных способностей личности в детском доме должно происходить с учётом минимизации дезадаптационных и депривационных влияний, приобретённых и приобретаемых детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. У воспитанников ОУ интернатного типа имеется множество особенностей личности и поведения, которые затрудняют их социальную адаптацию из-за отсутствия оптимального комплекса медико-психологических и социально-педагогических условий. Социализацию личности характеризует комплекс следующих видов адаптации : коммуникативной, учебной и трудовой, каждая из которых имеет свои критерии, показатели и уровень сформированности. Исходя из вышеизложенного, для развития процесса социальной адаптации воспитанников содержательную часть модели интернатного учреждения должны составлять специально разработанные программы и технологии; воспитательная система должна быть выстроена с учётом психологических особенностей личности воспитанника.
Детство в трактовке педагогов-гуманистов - это не подготовка к будущей жизни, а уже сама жизнь. В реальной жизненной практике, к сожалению,воспитанник сталкивается с игнорированием его значимости для самых близких и родных ему людей, с тем, что он вынужден искать защиту и признание у людей чужих. Януш Корчак неоднократно писал об ответственности воспитателя за сегодняшний день ребё нка:. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов — дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена вне зависимости от заслуг или вины, достоинств или пороков». Именно поэтому педагогу необходимы знания о развитии психических процессов ребёнка. Понимание свойств человеческой природы, её естественных потребностей и возможностей, законов психической деятельности и развития личности поможет педагогу не только создать эффективное образовательное пространство, но и условия, в которых воспитанник будет ощущать себя комфортно. Развитие личности представляет собой единый процесс. Педагог, сообразуясь с механизмами психологического развития ребёнка, сможет увидеть его завтрашний день; при умении определять «уровень актуального» развития» (отражающей особенности психических функций ребёнка, которые сложились на сегодняшний день) и зону «ближайшего развития» ребёнка (отражающей возможность значительно больших достижений ребёнка в условиях сотрудничества со взрослым). Согласно Л. С. Выготскому, то, что ребёнок сегодня может сделать при помощи взрослого, завтра он должен сделать сам. Этот момент актуализируется при составлении индивидуальных программ развития ребёнка, которые приобретают особую значимость в условиях интернатного учреждения, так как помогают в развитии не только самому ребёнку, но и координируют деятельность взрослых на единстве подходов.
Следовательно, психологические особенности развития и поведения детей играют одну из главных ролей в адаптации воспитанников к новым условиям. С точки зрения антропологии, адаптация у ребёнка должна затрагивать все сферы его развития и жизнедеятельности, т. е. воспитанник должен приспособиться к новой жизненной ситуации комплексно, во множестве своих проявлений - ума, чувств, воли, характера, ценностных ориентации, духовных стремлений- Раскрытие сущности процесса адаптации поможет осмыслить её протекание для данной категории детей, так как не требует доказательств то, что у воспитанников интернатных учреждений адаптация происходит болезненно.
Что же затрудняет социальную адаптацию детей в условиях школ - интернатов? Выделяют следующие проблемы, обусловленные спецификой среды :
1) Особая проблема — феномен “мы” в условиях школы-интерната. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом.
2) Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из интернатных учреждений в больших городах осваивают чердаки и подвалы.
3) Вопреки предположению о большей самостоятельности воспитанников интернатов по сравнению с их гиперопекаемыми “домашними” сверстниками, у них были обнаружены серьезные дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.
4) В интернатном учреждении существует безусловная принадлежность к какой-либо группе, отсутствие выбора.
5) У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция (“нам должны”, “дайте”, отсутствуют бережливость и ответственность.
6) Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им “право” к правонарушению.
7) Проблема общения. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться
Причины нарушений в общении у воспитанников детских домов
• Большое число детей в группах и, как следствие этого, невозможность для воспитателя уделять каждому ребенку достаточно внимания.
• Передача ребенка из одного учреждения в другое на основании каких-либо формальных причин, что не способствует развитию прочных эмоциональных связей у детей, не формирует “чувство дома”.
• Жесткая регламентация деятельности детей и персонала, акцент на дисциплинарные моменты, результатом чего является деформированное представление о жизни у детей, что затрудняет их социальную адаптацию впоследствии.
• Замкнутость в рамках одного учреждения, а внутри него — одной группы.
• Обязательность общения. Ребенок имеет дело с одной и той же, как правило достаточно узкой, группой сверстников, причем он не может выбрать другую группу.
• Неумение воспитателя общаться с детьми
Социальная адаптация беспризорных детей в школах интернатах будет успешнее, если в педагогическом процессе будет учитываться комплексный (психолого-педагогический) подход к диагностике и реализации развивающих программ в воспитании.
Комплексное обследование воспитанников психолого-медико-педагогической комиссией
Система параллельных служб диагностики и консультирования
Изучение ребенка
медицинское
психологическое
педагогическое
социальное
Психологический, социальный, медицинский блоки в ходе работы выполняют различные функции. Так, психологическая служба призвана создавать психологические условия для адаптации учащихся и для обеспечения комфортности психического и личностного развития каждого ребенка.
Деятельностью по социальной реабилитации и адаптации детей исследуемой категории в социуме занимается социальная служба.
Медицинская служба поддерживает физическое состояние организма, позволяя ребенку за счет оздоровительных реабилитационных программ максимально включаться в учебную деятельность. Полное обследование позволяет поставить педагогам цели, задачи социальной адаптации каждого воспитанника.
Для этого необходимо создавать специальные педагогические условия.
Педагогические условия определяются нами как целенаправленно организованные обстоятельства и особенности педагогической деятельности, которые способствуют более успешной социальной адаптации воспитанников ОУ интернатного типа.
1. Организацияучебно-воспитательнойработывобразовательном учреждении на основенаучно обоснованной системы, для которой характерны поэтапность и целостность содержания;
2. Формированиепозитивноймотивациивобучении, умений и навыков;
3. Использованиеинновационныхформиметодовприреализации образовательных программ;
4. Профессиональнаяподготовкевсегопедагогическогоколлектива образовательного учреждения;
5. Четкаяформулировкецели, задачипринципов организации данного процесса;
6. Учет, благодаряразработаннойкомплекснойПрограммы, индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, и удовлетворении его особых образовательных потребностей;
7. Социальнаязащитедетей, направленнойнаобеспечение благоприятной социально-экологической поддержки ребенка;
8. Реализациякомплексныхпедагогическихадаптивныхпрограмм, стимулирующих самосознание детей исследуемой категории;
9. Вовлечениедетей, проживающихвшколах-интернатах, всоциально значимую деятельность, стимулировании их творческой активности, развитии физических и духовных качеств.
Работу по социальной адаптации воспитанников можно представить по следующей схеме:
Цели, задачи
Педагоги
Направления деятельности
воспитанники
Степень социальной адаптации
Рассмотрев все выше изложенное можно прийти к следующим выводам:
- понятие «социальная адаптация» интернатских детей должно отражать специфические психолого-педагогические особенности данной категории детей, поэтому реабилитационные услуги должны включать в себя сочетание различных видов помощи: психолого-педагогической, социальной, медицинской;
- социальная адаптация представляет собой целенаправленный процесс активного приспособления индивида к условиям социально-культурной среды;
- система педагогического сопровождения должна быть направлена на развитие потенциальных возможностей детей и способствовать самоопределению и самореализации личности;
- выявленные нами педагогические условия включают в себяметодологическую, теоретическую и практическую подготовку педагогического персонала образовательного учреждения;
Процесс социальной адаптации детей с различными проблемами может осуществляться только путем активного включения их в разнообразную социально значимую деятельность. Цель каждого воспитателя, учителя, родителя – содействовать наилучшему для того или иного ребенка сочетанию его социализации, воспитания и саморазвития для обеспечения более широкого общения с окружающим миром, активного участия в жизни. Адаптация в этом случае должна быть направлена на гармонизацию человека и его окружения, на достижение человеком социального равноправия.
Основным фактором социальной адаптации детей, живущих и обучающихся в интернате, является психолого-педагогическое сопровождение, предусматривающее профессионально-личностную поддержку, защиту и помощь, создание условий для их реабилитации и интеграции в разнообразную общественную жизнедеятельность.
Адаптация детей исследуемой категорииимеет свои особенности, главной из которых является низкий уровень их адаптивных возможностей и для создания базы лингвокультурной и социальной адаптации необходимо обеспечить возможность этим детям наряду с другими участвовать в полноценной учебной, трудовой, коммуникативной деятельности.
Учащийся школы-интерната может успешно адаптироваться к нормам, культурным ценностям того общества, той среды, где он растет и воспитывается, но для этого ему нужна, прежде всего, социальная помощь и психолого-педагогическая защита, способствующие его социализации.