Светлана Милютина
Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Милютина Светлана Владимировна
старший воспитатель МАДОУ МДС № 49
Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации
Детский коллектив в дошкольной организации – часть непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность ребенка, посещающего детский сад и которая
Публикация «Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
в значительной степени обуславливает его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.
Необходимость развития детского коллектива обусловлено тем, что именно в коллективе, представляющем собой наиболее раннюю ступень социальной организации, у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности, происходит усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Развитие детского коллектива общеразвивающей группы детей 6-7 лет нашего учреждения проходило в два этапа.
Первый этап развития детского коллектива – развитие межличностных отношений, стабилизация неформальных групп, определение лидеров.
Второй этап – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.
В организованной нами деятельности по развитию коллектива детей старшего дошкольного возраста были использованы разные виды игры: сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижная. В ходе организации этих игр коллектив плавно проживал этапы своего развития – этап развития межличностных отношений, стабилизации неформальных групп, определения лидеров и этап конструктивного сотрудничества.
Педагогические условия развития детского коллектива хорошо просматривается в ходе организации сюжетно-ролевых игр. На первом этапе в результате единства обучения и игры у детей актуализировались представления о нормах взаимоотношений детей в группе, развивался интерес к сюжетно-ролевым играм на определенные темы, стремление использовать полученные знания для развития содержания игр. В ходе данной работы наблюдалось усиление сплоченности детей. В результате возникли стойкие игровые группировки (5-9 человек). Игры с бытовой тематикой, которые близки и понятны детям, способствовали становлению игровых взаимоотношений, а также развитию у детей моральных чувств, представлений и понятий. «Семья», «Дом», «Больница» – знакомые
с младшего дошкольного возраста игры, наполнялись новыми сюжетами,
в которых дети делали выбор: пойти гулять с другом или остаться помочь бабушке, посмотреть мультфильм или вынести мусор и т. д.
Нами замечено, что более простые коллективные связи, возникающие по ходу игры (сговор, совместное согласование сюжетного хода игры, выполнение всеми участниками игровых правил, выполнение роли до конца, распределение игрового материала без ссор, конфликтов, приобретают устойчивый, характер, а более сложные – умение подчиняться требованиям коллектива, умение отстаивать свою правоту, защищать справедливо свои интересы и интересы товарищей, радоваться успеху и т. д., проявляются не так часто.
Маленькие игровые группировки – это первый этап становления
и развития коллектива детской группы. Нам было важно закрепить и развить установившиеся между детьми игровые взаимоотношения, которые диктовались тематикой данных игр, поддержать и развить то новое, что возникло во взаимоотношениях детей; целенаправленно руководя играми детей, нами оказывалось влияние на их реальные взаимоотношения.
На втором этапе развития коллектива детской группы нами стали предлагаться совместные, длительно протекающие игры («Кругосветное путешествие», «Строители», «Детский сад»). Одновременно с этим мы стали наблюдать, что проявление чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более устойчивыми и осознанными. Маленькие игровые коллективы впускают
в себя большее число членов, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок детской группы в играющий детский коллектив. Например, как в игре «Летчики» : Первый пилот – командир экипажа, управляет самолетом во время полета, руководит действиями экипажа. Второй пилот – дублирует действия, выполняет поручения первого. Штурман – следит за навигационной обстановкой, работает с картой. Пассажиры – покупают билеты, соблюдают правила поведения во время полета. Бортмеханик – обслуживает системы самолета и двигателя. Стюардесса – обслуживает пассажиров и экипаж (подает воду, чай, сок). Следит за состоянием пассажиров.
Особое значение на этом этапе в связи с усложнением содержания игры приобретают длительно выполняемая ребенком игровая роль, в которой отражаются новые коллективные взаимоотношения людей в обществе. Распределение ролей предстоящей игры стало происходить иначе. Постепенно мы подвели детей к тому, что распределять роли можно не только по считалке или хуже того, с позиции требования и обид. Мы объясняли, что важно, когда в игре дети могут проявить свои лучшие качества, и хорошо, когда эти качества видят другие дети, поэтому могут предложить или уступить им роль.
Игры «День рождения», «Гости» помогли не только в развитии чуткости, внимания, культурных навыков поведения дошкольников, но
и позволили нам осуществить задачи следующего этапа в развитии коллектива.
Детям было предложено совместно самостоятельно составить план игры. Разработка плана стала коллективным делом. Выслушав предложения ребят, подвели детей на мысль объединить сразу три игры: в семью, школу
и в день рождения. Распределение ролей также стало одним из общих вопросов, в цепочке решений задач, требующих коллективного взаимодействия. Распределив роли, ребята разделились на группы по собственному выбору.
Вместе с тем, длительная увлеченность ролью пробуждает у ребенка собственные сильные чувства: ответственность, гордость, чувство общности с другими детьми. Р. И. Жуковская отмечает, что одним из решающих условий формирования коллектива через игру является планомерное развитие ее идейного содержания, которое удовлетворяло бы его духовные потребности в общении, познании и др.
Второй этап в развитии детского коллектива средствами сюжетно-ролевой игры был организован с целью формирования у детей навыков самоорганизации в совместных действиях. В длительных играх это сложный путь: от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру
в увлекательную коллективную деятельность.
Прежде всего, для того, чтобы дети сами могли организовать игру
(т. е. продумать ее ход, договориться о сюжете, распределить роли и т. д., они должны иметь определенные прочные знания. Поэтому мы, в своей работе
с детьми, систематически расширяли детский кругозор, давая знания
о современной жизни, о событиях дня, о взаимоотношениях людей.
Длительность игры сплачивает детей группы вокруг одной цели, объединяет общими интересами, вызывает совместные радостные переживания, что побуждает детей объединяться в единый коллектив.
В ходе нашей работы по развитию детского коллектива, мы создали еще ряд условий, способствующих более активному и успешному продвижению данного процесса.
В целях развития коллектива воспитанников нами была организована совместная деятельность с детьми по подготовке театрализованного представления для участия в театральном фестивале, протекающая в двух этапах.
На первом этапе развития детского коллектива средствами театрализованной игры нами была проведена серия игр, часть которых была направлена на развитие чувств сопереживания, понимания настроения другого человека, развитие чувства общности, отзывчивости («Капризуля», «Больной зуб», «Цветок», часть – на развитие коллективизма, парного взаимодействия, командной игры («Театр пантомим», «Насос и надувная кукла», «Одно и то же по-разному», «Запомни фотографию», «Телепаты», часть – на освоение способов внешнего и внутреннего выражения персонажа («Передай позу», «Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем»).
После чего, была определена сказка Д. Непомнящей «Мама для мамонтенка» для дальнейшей ее театрализации. Выбор произведения неслучаен. Содержание сказки несет в себе основы нравственного поведения, заинтересовало детей, нашло эмоциональный отклик в их душах. После прочтения сказки между воспитателем и детьми прошел разговор о том, кто бы смог исполнить роли в этой сказке. Замечательны некоторые выражения
в ходе обсуждения:
– Пусть Мамонтенка сыграет Антон, он сможет, он ласковый, умеет петь;
– Ника пусть будет мамой – она у нас серьезная, заботливая;
– Ой, а можно я буду обезьянкой, там нужно танцевать, мне так хочется;
– Тогда с тобой будут еще Даша и Юля, ты их научишь;
– А я никого не буду играть, я не умею петь и не хочу танцевать;
– Тогда, давай, ты нам море будешь показывать…;
– А кто бы взялся за исполнение роли моржа?
– Конечно, Илюша!
– Вика, ты не против, исполнить роль мамы-обезьянки?
– Да, мне очень хочется!
– Ну, а на роль ее сыночка объявляется конкурс: кто лучше всех капризничает? (дети смеются).
В содержании разговора чувствуется, что дети понимают ход событий, образы героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями. Дети рассуждают о том, кто лучше справится с ролью, чтобы общее дело получилось, цель деятельности была бы достигнута лучшим образом. Для нас это стало хорошим показателем уровня развития личностей детей группы
и детского коллектива в целом.
На втором этапе развития детского коллектива средствами театрализованной игры стала собственно работа над претворением в жизнь общего замысла, которая потребовала больших усилий, как со стороны детей, так и со стороны взрослых. В ходе репетиций особое внимание уделялось развитию чуткости и внимания к действиям персонажей, умению видеть
и понимать их чувства, стремления и желания. И в то же время, формированию чувства партнерства, ответственности за результат совместных усилий:
– Марина, подумай, как тебе лучше встать, чтобы не загораживать Настю?
– Егор, от того, как ты спросишь Антона, он выразительно сможет ответить тебе;
– Саша, у тебя есть возможность убрать атрибуты и помочь Егору?
(в итоге, на представлении, когда Егор поспешил и ушел со сцены, не забрав необходимые атрибуты, Саша, не растерявшись, принял самостоятельное решение и унес все за кулисы один);
– Даниил, ты старайся, а то нас всех подведешь;
– Юля, давай, давай, у тебя получится!
В процессе работы над сказкой дети обогатились разными впечатлениями, узнали много нового о жизни животных, овладели множеством жестов, мимикой. Они радовались творческим удачам, следили за игрой партнеров, сопереживали, удивляли и удивлялись друг другом:
– Ничего себе, как ты Саша, можешь!
– Здорово это у тебя получилось!
– Ооо, Илюша, а я так не умею, научишь?
Театрализованные игры позволяют детям узнать друг друга лучше, открыть скрытые возможности (оказывается, Саша не такой и неумеха-тихоня, вон он как заставил весь зал засмеяться, понять, что результат успеха – их общий. Это подтверждают реплики детей после выступления на муниципальном детском театральном фестивале «Эта добрая сказка» :
– Ура, у нас получилось!
– Мы молодцы! Мы справились!
То, что это выступление единой группы-коллектива – целеустремленного, слаженного, – стало понятно и жюри. Старания детей оценены максимальным количеством баллов, а группа победила
в «говорящей» за себя номинации «Актерская команда».
При наблюдении за подвижными играми коллектива детей старшего дошкольного возраста можно заметить, что это особо любимые игры как мальчиков, так и девочек. В простейших некомандных играх видно, что каждый играющий действует независимо от других, подчиняясь общим правилам игры. В тех случаях, когда кто-либо их нарушает, остальные четко указывают на это нарушителю: будешь нарушать – тогда не будешь играть с нами. Поскольку, чаще всего, с игрой расставаться не хочется, то приходится выполнять действия согласно правилам. Но наиболее любимы детьми командные игры, игры соревновательного характера. Такие игры определяют лидеров – заводил, капитанов команд.
В процессе работы по развитию коллектива детей мы обратили свое внимание на использование возможностей подвижной игры. Возможности подвижных игр в решении задач воспитания доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе изучены Т. С. Блощициной. Нами использованы выделенные автором типы подвижных игр, в которых создаются условия для взаимодействия участников.
На первом этапе развития детского коллектива использовались именно игры такого характера. Например, при проведении игры «Охотники и зайцы» на первом этапе каждому ребенку, исполняющему роль охотника, было важно, сколько он поймает зайцев, но мы предложили другой вариант, когда важным стало не то, сколько поймал каждый в отдельности, а сколько поймали все вместе. Использование таких игр, как «Чье звено скорее соберется?», «Чья команда быстрее всех?», соревнований-эстафет помогло формированию у детей представлений о себе как об участнике общей деятельности, готовности помочь, осознания ответственности за качество своих действий перед партнерами.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр помог нам активизировать действия воспитанников. В ходе таких подвижных игр, как «Пожарные на учении» у детей проявлялись решительность, упорство для достижения цели. В то же время мы учитывали, чтобы острота состязаний не разъединяла коллектив играющих детей, не вносила раздоры и при их окончании, так как на первых порах проведения коллективных подвижных игр, при проигрыше команды, некоторые дети могли допустить обидные слова в адрес победителей. Наши усилия были нацелены на то, чтобы каждый участник наглядно убеждался в преимуществах общих, дружных действий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Также, было введено строгое правило: все играющие подчиняются правилам игры добровольно, поэтому следят самостоятельно за их выполнением. Нами замечено, что это дисциплинирует играющих детей.
Организованные подвижные игры «Салки», «Прятки», «Двенадцать палочек» позволили нам развить отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку – «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, в игре «Салки» от водящего Саши убегают Илья, Данил, Степа, Даша, Ксюша. Ксюша, уворачиваясь от Саши, убегает, чтобы он ее не осалил, но она видит, что Саша осалил Данила. Замечаем, как ей страшно вернуться
и рассалить Данила, но Ксюша возвращается. Похвалив ее после игры за смелость, услышали в ответ: Данил бы тоже меня рассалил, а если все будут осалены, то и меня никто не выручит.
На втором этапе нами созданы условия для участия коллектива воспитанников в спортивных играх-соревнованиях между коллективами детей среди дошкольных образовательных организаций нашего муниципального образования : «Спортландия», «Зов джунглей». В таких игровых соревнованиях мы наблюдали спортивный дух команды, сдруженность, слаженность действий, которые приобретались в ежедневных подвижных играх. Именно здесь проявилась интегративность коллектива группы, ее интрагрупповая и интергрупповая активность.
В своей работе по развитию детского коллектива мы использовали технологию «Групповой сбор» в целях создания общности детей, развития способности, договариваться друг с другом о совместной деятельности, распределять роли и обязанности. В начале дня проходил «утренний сбор», на котором мы приветствовали друг друга, делали добрые пожелания, комплименты. Затем проводили игры, упражнения, этюды, направленные на создание условий сплочения детского коллектива. Упражнение «Как меня зовут», игры «Виноградная гроздь», «Дотронься до…», этюды «Солнышко», «Скажи хорошее о другом» помогли снять напряжение от совместного пребывания. Игры «Ветер дует на…», «Назови себя», «Моя любимая игрушка» позволили узнать друг друга ближе. Игры «Позови ласково», «Солнечные зайчики», «Волшебники» были направлены на проявление теплых чувств друг к другу. Игра «Скульптор» – на умение договариваться, «Разноцветный букет» – на умение взаимодействовать, «Дракон» – на согласованность совместных действий.
Дальше проводили обмен новостями и после этого выбирали тему дня, проговаривая, что нужно для этого сделать, какие материалы необходимы для реализации темы, кто, в чем видит свое место – кто, за что берет ответственность. Так был придуман «Час самоуправления» – коллективное дело на неделю. Такая форма не использовалась ранее в нашем дошкольном учреждении, поэтому стала наиболее интересной для всех участников образовательных отношений. Мы рассказали детям о том, что в другом детском саду коллектив детей такой же группы, как и они, однажды смогли заменить воспитателей. Дети заинтересовались, каким образом? Услышав наш рассказ, настроение детей выразилось по-разному: одни сразу же сказали, что у нас так никогда не будет, другие – мы бы тоже так смогли, третьи предложили: так давайте, мы тоже попробуем, можно?
Да, а почему бы нет! В этот момент мы почувствовали, что по-настоящему заинтересовали детей. Условились, что такой час проведем на первый раз
в младшей группе (представители коллектива обговорили эту возможность
с воспитателями данной группы). Следующим шагом стало обсуждение плана нашей работы. Среди многих предложений, остановились на проведении подвижной игры «У медведя во бору», показе кукольного театра «Репка» и проведении занятия по лепке «Три медведя». Определили, что лучше разделиться на три команды, чтобы каждая смогла подготовить
и провести одно из задуманных мероприятий. Тут ребята осознали, что нужно определить ответственных, кто будет непосредственно проводить игру или занятие. Споров мы не миновали, но и результатом отбора,
в конечном итоге, остались удовлетворены. В ходе подготовки не все дети сохранили энтузиазм и охвативший в первые минуты азарт, но более половины состава, довели задуманное до конца. Это был прекрасный опыт коллективного дела, способного вывести детский коллектив на новую ступень своего развития – ступень проявления коллективной самостоятельности, самоорганизации и самоутверждения. Это было интересным и необычным делом не только для детей, но и для нас, взрослых. В конце каждого дня мы проводили «итоговый сбор», дети рассказывали, что они сделали для проведения «Часа», а в конце недели на итоговом сборе обсудили, как вместе прожили эту неделю. Каждый из детей имел право высказаться, что было интересным, важным, значимым для него
в группе, испытывая удовлетворение оттого, что оценен всеми, что его труд важен для общего результата. Это способствовало пониманию, что он – член коллектива.
Таким образом, для развития детского коллектива нами выделены и реализованы следующие педагогические условия :
1) Система игр, направленная на развитие умений договариваться друг с другом, взаимодействовать, согласовывать и совместно выполнять игровые действия;
2) Коллективные (общие) дела;
3) Групповой сбор, как форма коллективной деятельности.
4) Сотрудничество детей друг с другом (совместное планирование, распределение ролей, обязанностей, взаимопомощь).