Валентина Белокурова
Консультация «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ГККП «Ясли-сад №16»
Содоклад
«Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников»
(№ 3педсовет-2017г.)
воспитателя старшей «Б» группы
Белокуровой В. Н.
г. Аксу 2017г
«Патриотизм, нормы морали и нравственности,
межнациональное согласие и толерантность,
физическое и духовное развитие, законопослушание.
Публикация «Консультация „Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Эти ценности должны прививаться во всех учебных
заведениях, независимо от формы собственности».
Н. А. Назарбаев
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Как говорил Лидер Нации – Нурсултан Назарбаев: «Патриотизм начинается дома, в семье. Когда вы вырастете, вы поймете. Вот я, например, засыпая ночью, когда очень трудные решения бывают, всегда вспоминаю детство. Это каждому человеку присуще: вспоминаешь детство, вспоминаешь людей, детей, с кем ты был. Вспоминаешь, если ты сельский человек, аул свой, горы, реки, дороги. Если городской, вспоминаешь свой двор, своих друзей, свою маму, своего папу. Поэтому надо любить своих родителей, свою семью, своих родственников».
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Казахстана.
«Только настоящему патриоту по плечу сделать Казахстан более сильной, благополучной и уважаемой в мире страной», - с такими словами обратился Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем обращении к детям.
Условия патриотического воспитания в детском саду :
1. Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
- интеграция содержания образования (проектирование такого
содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов);
2. интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
- единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции.
3. Предметно-развивающая среда должна быть структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставлять возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
- сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания, художественно – литературное творчество. Например: через произведения Ибрая Алтынсарина, в которых он высоко ценит лучшие традиции казахской семьи, где говорит о праве ребенка на родительскую любовь и ласку; задушевно рисует духовную чистоту и нежность материнской любви.
Содержание многих его статей прививает детям любовь к родной природе, приучает к наблюдательности, развивает мышление. Таким образом, в каждом произведении заложены идеи, имеющие определенное воспитательное значение.
Реализовать патриотическое воспитание можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей :
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому Казахстана;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики Казахстана.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о Казахстане как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Республику Казахстан.
Решение данных задач, позволит спрогнозировать следующий результат образования:
Формы и методы работы с детьми:
- Необычное приветствие.
- Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера; чтение стихов, сказок.
- Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Фразы педагога : «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами…»; «Предлагаю вам отправиться в путешествие»; «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»
- Выполнение заданий совместно с родителями.
- Совместная проектная деятельность.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд, изготовление подарков.
- Природоохранная деятельность.
- «Уроки доброты».
- Выставки и экспозиции, мини – Музеи.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
- Инсценировки, театрализации.
- Выставка детских рисунков, коллажи.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
- Индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания.
- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
- Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
- Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
- Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
- Совместное выполнение заданий взрослых и детей.
- «Встреча с интересными людьми».
- Дни открытых дверей.
В педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина большое место занимают вопросы нравственного воспитания, он призывал учиться, любить свою Родину и верно служить ей. Это и есть основа патриотического воспитания.