Наталья Морозова
Применение дидактических игр на логопедических занятиях в период обучения грамоте в условиях школы VIII Вида
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте является одним из важных этапов школьного обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Это сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов устной речи, звукопроизношения просодических компонентов, лексико – грамматического строя, фонематического недоразвития речи. В течение этого этапа решаются задачи не только по обучению чтению и письму младших школьников с умственной отсталостью, но и задачи по формированию у них речевого слуха, коррекции фонетико – фонематической стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: пространственных представлений, чувства ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики кистей рук.
Темочки:
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Логопедические игры
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
В связи с общим недоразвитием аналитико – синтетической деятельности у младших школьников с умственной отсталостью затруднено формирование всех языковых обобщений, замедленно происходит усвоение закономерностей языка.
Замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей выражены ограниченностью представлений об окружающем мире, слабостью речевых компонентов, незрелостью интересов, снижением потребности в речевом общении. Такие дети испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, входящими в процессы чтения и письма.
У умственно отсталых детей не возникает интереса к звуковой оболочке слова. Непонимание того, что слово - это не только название предмета, но и определённый звукобуквенный комплекс, задерживает процесс освоения грамоты, поскольку выполнение актов письма и чтения предполагает обязательное совмещение двух операций: осмысления значения слова и его звукобуквенного анализа - перед записью, восприятия букв слова и осознания его семантики - при чтении.
Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, её дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного варианта каждой буквы. Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоения принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики. (4)
Для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков, повышения интереса с учению, и ориентированные на более длительные сроки обучения.
Поэтому необходимо создать такие условия, когда обучающиеся постоянно чувствуют необходимость в овладении грамотой, что является основным направлением в работе по формированию мотивации к обучению. Детям предлагаются доступные задания, выполнение которых восстанавливает у них утраченную уверенность в своих возможностях.
Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом – залог успешного выполнения программных требований. В процессе же логопедического сопровождения могут использоваться специальные пособия и игры. (3)
Огонёк пытливости и любознательности. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение.
Дидактическая игра отличается от игры вообще существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Суть дидактической игры состоят в том, что игра развёртывается в лишь воображаемой ситуации, где ребёнку нужно выполнять определённые действия для решения игровых задач. Игра стимулирует познавательную активность обучающихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Применение дидактических игр способствуют повышению интереса к обучению, повышение качества самого обучения, прочности получения знаний.
Основными функциями дидактических игр являются :
- формирование устойчивого интереса к обучению, и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка с умственной отсталостью к школе;
- формирование собственно учебной деятельности;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки;
- формирование коммуникативных навыков, адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:
- познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
- присутствуют игровые правила и игровые действия;
- определены дидактические задачи.
Таким образом, дидактическую игру можно определить как специально созданную игру, выполняющую определённую дидактическую задачу, скрытую от обучающегося в игровой ситуации за игровыми действиями. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий и задача обучения им не осознаётся, реализация учебной задачи осуществляется параллельно игре. А значит, учебные задачи в дидактической игре решаются легче, младшие школьники с нарушением интеллекта даже не осознаёт, что он решил поставленную дидактическую задачу. Дидактическая игра является переходной формой от игры к учёбе. Она органично соединяет обучение и игровой формой её организации. Именно она позволяет размыть грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребёнка.
При выборе дидактической игры нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, а также соответствие содержания игры целям и задачам занятия. Дидактические игры могут проводиться в словесной форме; объединять в себе слово с практическими действиями или реальными предметами; сочетать слово с наглядностью.
Важно больше внимания уделять формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова. С помощью дидактических игр способствовать закреплению у обучающихся умение выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополнять словарный запас, совершенствовать культуру речи. В дальнейшем дети уже овладевают послоговым и слитным способами чтения, чему способствует созданная хорошая база звукового анализа и синтеза слов. В результате игровой деятельности у школьников развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности и саморазвитию.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры :
1)дидактическая задача; 2)игровая задача; 3)игровые действия; 4)правила игры; 5)результат (подведение итогов).
Представляем вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать в работе по обучению грамоте и чтению. Обучение младших школьников грамоте происходит в следующей последовательности: звук – буква, чтение – письмо. Все дидактические игры разделены соответственно, на группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.
На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов и слов
можно использовать следующие игровые приемы по типу «Услышишь звук - подай сигнал» :
«Берегись автомобиля». Услышав звук (Р, ребенок показывает красный кружок.
«Светофор», «Чуткие ушки». Ребенок поднимает соответствующий звуку кружок.
«Кораблик в тумане». Услышав звук Л, ребенок зажигает фонарик, показывая дорогу кораблю.
«Горшок каши». Услышав, что каша кипит (звук Ш, ребенок звонит в колокольчик.
«Поймай комара». Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.
«Поймай жука». Услышав звук Ж, дети хлопают в ладоши.
Данной цели подходят и другие игры, например : «Поймай звук в ладошки», «Подними символ», «Чей голосок?».
В играх «Умная машина», «Умный паровоз», «Умный самолет» транспортные средства перевозят пассажиров или грузы с определенным звуком в названии. Дети должны отобрать соответствующие картинки.
«Рыбалка»
Цель: развитие фонетико – фонематического восприятия, упражнение детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры: Даё тся установка: «Поймать слова со звуком [р]» (или другими звуками).
Ребёнок берёт удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» рыбку с картинками на заданный звук. Пойманную «рыбку» ребёнок показывает другим ученикам.
Игра подходит для индивидуального и индивидуально – подгруппового занятия.
Выделение первого и последнего звука в словах:
Игра «Доскажи словечко».
Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.
Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.
Ход игры: логопед читает стихи, где не договаривает слово, дети его называют и выделяют первый звук в слове.
Игра «Не порви цепочку»
Цель: упражнять в выделении первого и последнего звука в словах.
Ход игры: Педагог называет слово. Ученик должен подобрать своё слово так, чтобы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное педагогом: сок – книга-автобус-стол-лимон и т. д.
Ребёнок, не нашедший нужное слово, разрывает цепочку и платит фант В конце игры дети выкупают фанты: определяют первые звуки в словах, которые по сигналу педагога называют его товарищи. Игра может проводиться с использованием предметных картинок, подобранных в соответствии с условиями игры и вразброс помещённых на наборном полотне (магнитной доске).
«Магазин». Заплатить первым или последним звуком в названии покупки.
«Поймай слово за хвост», «Я начну, а ты закончи», «Звукоед». Звукоед съел первый (последний) звук в слове, назови какой.
…адуга, …акета, …убаха.
Определение места звука в слове:
Игра «Разложи вещи по полкам»
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Игровое действие – разложить предметные картинки на три полки. На первую полку необходимо положить те картинки, в названиях которых звук, указанный педагогом, находится в начале слова. На вторую – те, в которых звук находится в середине. На третью – те, в названиях которых звук находится на конце.
Пример : первая полка: шуба, шапка, шарф; вторая полка: кошка, мышка, пешка; третья полка: душ, карандаш, ковш, мышь.
«Соберем вещи». В одну сумку положим вещи, в названии которых звук находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в конце.
«Новоселье в зоопарке». Расселить животных по клеткам в соответствии с расположением звука в слове:
Лошадь, волк, осел.
Рысь, корова, бобер.
Игра «Машинка».
Цель: определение позиции звука в слове.
Оборудование: картинка машинки, разделённая на три части. У учеников карточки с картинками, в которых встречается заданный звук. Например : [о] : окунь, обруч, кот, стол, кино, лицо, зеркало и др. дети называют слово картинку, определяют место заданного звука в слове, дают его характеристику (гласный -согласный, твёрдый – мягкий) и выкладывают карточку на машинке в нужной части. Вместо машинки можно использовать птичку.
Игра «Мы едем в путешествие»
Цель: упражнять в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук.
Оборудование: два нарисованных чемодана, на которых наклеены буквы: на одном «С» на другом - «Ш». Картинки с изображением предметов одежды, в которых присутствуют данные буквы.
Ход игры: Педагог говорит, что Саша и Шура отправляются в путешествие, и им надо помочь собрать вещи. Саша собирает в чемодан вещи со звуком [с], а Шура со звуком [ш].
Игры, обучающие звуковому анализу и синтезу:
«Живые звуки». Дети, изображающие звуки встают в определенной последовательности.
«Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам». Логопед называет детям слово, а дети называют звуки.
«Позовем звуки домой». Первый звук, второй и третий…
«Подбери схему к картинке». Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
«Подбери картинку к схеме». Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
«Кубик». Каждый из детей бросают кубик, и подбирает картинку в соответствии с количеством звуков или звуковой схемой.
«Слово рассыпалось», «Поймай звуки». Логопед называет, «бросает» звуки, а дети составляют слово и называют его.
«Цепочка звуков». Дети стоят в кругу. Логопед называет слово, а дети, передавая мяч, называют звуки по порядку, ребенок назвавший последний звук в слове поднимает мяч и отдает ведущему.
«Волшебные часы», «Слово рассыпалось». Логопед называет звуки в разбивку. Дети составляют слово из предложенных звуков.
Игра «Волшебные слова»
Цели: совершенствование навыков звукового анализа, составление и чтения слов.
Оборудование: карточки с картинками и буквами, картонные или пластиковые кружки синего и красного цвета.
Ход игры: Педагог помещает на магнитную доску предметные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов [м],[а],[к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствующего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предложить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичные индивидуальные задания.
Возможные вариант: слон, окунь, кот (кот); носорог, осы, слон (нос); шмель, утка, морковь (шум); бабочка, автобус, кот (бак) и т. д.
Игры, обучающие слоговому анализу : «Слогоцветик». Дети собирают цветок, в соответствии с количеством слогов в слове. «Магазин». Чтобы купить товар, дети должны заплатить такое количество «монет», сколько слогов названии этого предмета.
«Поезд». Рассадить пассажиров в соответствии с количеством слогов в слове.
«Собираем урожай». В одну корзину положим овощи, в названии которых два слога, а в другую - три слога. Свеклу, салат, морковь, горох, а в другую - баклажан, картошка, помидор.
«Картинки-половинки». Перед ребенком на столе лежат разрезанные на половину картинки, с изображением предметов с названиями состоящими из 2 слогов. Логопед называет первый слог и показывает на картинку, ребенок находит вторую половинку и произносит второй слог. Ребенок повторяет слово, показывая на каждую часть, называя количество слогов.
Игра «Слоговое лото»
Цели: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, составления и чтения слов.
Оборудование: игровые карты, разделённые на 4 части каждая, карточки с картинками и буквами.
Ход игры: Дети рассматривают и называют картинки, разложенные на столе: аист, рак, цыплёнок, як, черепаха, река, хек, щенок, кот, носорог, попугай, индюк, улитка, велосипед, хомяк, юла. Затем их складывают стопкой изображением вниз. Дети получают игровые карты, которые можно сделать из картона, разделив лист на 4 части и нанести точки (1, 2, 3, 4). С помощью любой считалки определяется игрок, выполняющий ход первым. Он переворачивает верхнюю картинку из стопки, отчётливо называет её, делит название на слоги, и смотрит, есть ли в одной из частей его игровой карточки место для данной картинки (точки в каждой части соответствуют количеству слогов в названии картинки). Выигрывает тот, кто первым закроет все части карты. Закончить игру можно составлением и чтением простых слов: аист, рак, як, кот, улитка, юла и др.
Игра «Весёлый поезд»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, составление и чтение слов.
Ход игры: Дети рассматривают комплект картинок и называют их: кит, як, тигр, жираф, заяц, нерпа, ворона, цыплёнок, фламинго, черепаха, игуана, гусеница. Затем педагог помещает на доску изображение паровоза и четырёх вагонов. Окна в вагонах должны быть такого размера, чтобы в них, с помощью магнитов свободно крепились картинки. Нужно обратить внимание детей на номера вагонов и объяснить им, что в первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых 1 слог, во втором – в названиях которых 2 слога, в третьем – в названиях которых 3 слога, в четвёртом – в названиях которых 4 слога. Важно, чтобы они отчётливо называли картинки и проговаривали их название по слогам. Закончить игру можно, предложив детям составить и прочитать некоторые слова: кит, як, тигр.
Игра «Составь слова».
Цели: совершенствование навыков слогового анализа, составление и чтение слов.
Оборудование: карточки с буквами и картинками.
Ход игры: педагог раскладывает на столе предметные картинки домик, бабочка, лама, носорог, попугай, хомяк,предложить рассмотреть и назвать их. Затем выставляет на наборное полотно слог до и просит подумать, какое из названных ими слов начинается с этого слога. Дети произносят слово домик. Педагог просит произнести это слово по слогам и определить количество слогов в нём. Затем дети определяют, какие слова начинаются со слогов ба, ла, по, но, хо, произносят эти слова по слогам и определяют количество слогов в них.
В процессе работы над звуками происходит формирование звукобуквенных связей и закрепляется графический образ буквы.
«Узнай букву»
Цель: упражнять учащихся в усвоении начертания печатных букв, умении составлять из букв слова.
Ход игры: Ребёнок с завязанными глазами по заданию педагога ощупывает букву (пластмассовую или картонную) и называет её. После этого, как названы все буквы, обучающийся составляет из букв р, с, а, у, к, л слова: рак, сук, рука, лук, русак. (игра подходит для группового занятия)
«Подними букву». Эту игру используют для закрепления звукобуквенных связей. Услышав слово с соответствующим звуком, дети поднимают букву.
«Сложи букву». Конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения. Для закрепления зрительного образа составление буквы можно предложить по образцу и по памяти.
«Чудесный мешочек». Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
«Отгадай по описанию». Две палочки, наверху перекладина. (П) Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ. Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф. Палочка - посередине вверху перекладина - Т.
«Слово рассыпалось». Дети оставляют слово из предложенных букв разрезной азбуки: Р, К, А.
«Замени букву». Преобразование слов.
МАК - БАК - ЛАК - ЛУК - СУК - СОК
«Волшебные тучки», «Путешествие по морю». Дети учатся сливать слоги, сначала обратные, затем прямые.
«Разложи предметы по величине». При составлении слов из букв, дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой. Детям предлагаются плоскостные фигуры, на которых располагаются буквы. Разложив их по величине, можно будет прочитать слово.
«Путаница». Дети выделяют начальные звуки в названиях предложенных картинок, вписать буквы в соответствующие клетки и прочитать полученное слово.
Игры на развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Игра «Математическая грамматика»
Цель: упражнение в выполнении трансформационных операций с буквами, слогами м словами.
Ход игры: Ребёнок выполняет действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов и слов найти искомое слово.
Например : с + том – м + лиса + ца (столица)
Игра «Лишний звук» (буква)
Ход игры: Из каждого слова «убрать» по одному звуку таким образом, чтобы из оставшихся букв (звуков) получилось новое слово с другим лексическим значением.
Например : горсть (гость, краска (каска, экран (кран, беда (еда, тепло (тело, полк (пол).
Игра «Добавь звуки»
Ребёнку предлагается добавить один звук в слова, записать на доске так, чтобы получилось новое слово.
Например : шар (шарф, роза (гроза, стол (столб, клад (склад, усы (бусы, дар (удар) и т. д.
Игры на обогащение словаря путём усвоения новых слов и их значений
Игра «Внимательные ушки»
Цель: обобщение знаний о словах – названий одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Ход игры: Педагог называет слова – предметы (одушевлённые и неодушевлённые, а учащиеся должны «поймать» в ладошки те предметы, которые отвечают на вопрос кто? (что)
Игра «Разведчики»
Цель: формирование у учащихся умение ориентироваться в тексте.
Оборудование: маленькие рассказы для чтения на карточках.
Ход игры: Педагог делит группу обучающихся на три команды. Первая – ищет и подчёркивает в тексте все слова, обозначающие названия предметов, вторая – названия действий предметов, третья – названия признаков предметов. Затем каждая программа зачитывает выбранные слова. Побеждает та команда, которая на разу не ошибётся и не пропускает слова.
Лото «Читаем сами»
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, закрепление зрительных образов слов, развитие техники чтения.
Ход игры: 1 вариант:
Ученикам раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий (ученик или педагог) показывают картинку и спрашивает: «У кого написано название картинки?» («У кого такое слово?»). Выигрывает тот, кто первым заполнит карту без ошибок.
2 вариант. Ученикам раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, а дети соотносят её со словами у себя на парте. Выигрывает тот, кто без ошибок заполнит свою карту схемами слов.
Игра подходит для группового занятия.
Игра «Волшебный круг»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком (квазиомонимами, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы, профилактика дисграфии, развитии скорости чтения.
Ход игры: 1 вариант:
Перед учениками представлен круг в виде часов, где вместо цифр картинки. Ребёнок передвигает одну стрелку часов на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета. На который указывает другая стрелка. (предварительно все слова проговариваются). Остальные дети оценивают решение товарища.
Например :
коза – коса кит – кот уточка – удочка трава – дрова мак – рак
усы – уши и т. д.
2 вариант:
На «циферблате» вместо картинок ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребёнок крутит большую стрелку. Где остановилась, дети хором читают слог (букву, слово, затем ведущий крутит стрелку дальше и дети читают дальше. Буква (слог, слово) может повторятся несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Игра подходит для группового занятия.
Игры и упражнения для коррекции на синтаксическом уровне
Игра «Правда или нет»
Цель: упражнять обучающихся в умении воспринимать предложение как синтаксическую единицу.
Оборудование: карточки красного и зелёного цвета для каждого ученика, изображение сказочного героя Незнайки.
Ход игры: Педагог даё т инструкцию: «Незнайка написал несколько предложений, но он не знает, правильные они или нет. Поможем ему». Педагог зачитывает предложения (или ученики прочитывают его сами). Если оно верное, то дети поднимают зелёную карточку, если неверное – красную. Один из учеников рассказывают Незнайке, где была допущена ошибка.
Пример : Зимой куры улетают в тёплые края. В сосновом лесу мы собирали яблоки. Сова днём спит, а ночью ищет себе еду. Жираф живёт на севере.
Список литературы.
1. Акиньшина А. А., Жаркова Т. Л., Акинынина Т. Е. Игры на уроках русского языка. М., Рус. яз, 1990.- 120 с.
2. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектол. фак-ов пед. вузов. М. : Владос, 2004.
3. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы : Кн. для учителя. – М. Просвещение, - 1987.- 176 с.
4. Бондаренко А. А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте «начальная школа» - 2011. - №10_ с. 14-16
5. Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся
младших классов /Буслаева Е. Н. // Логопедия, 2004, №3(5, с. 9
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М. : Изд-во МГУ 10985.- 206 с.
7. Журова Л. Е. Русский язык. Обучение грамоте. 1 класс [Текст] : метод.
коммент. к урокам /
8. Журова Лидия Ефремовна, Евдокимова Антонина Олеговна, Кузнецова
Марина Ивановна. - М. : Вентана-Граф, 2013.
9. Павлова Н. «Азбука крупными буквами», М., «Эксмо», 2004 г.
10. Павлова Н. «Читаем после Азбуки», 2006 г.
11. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М. :
Инфра-М, 2003
12. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Логопедические занятия в период обучения
грамоте : Методические рекомендации по организации логопедической
работы в период обучения грамоте. Коррекционно – логопедический
мониторинг // Программно – методические материалы.