оксана новикова
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький эколог.
Природа — важное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Основная задача ознакомления дошкольников с природой в детском саду — воспитание любви, интереса и бережного отношения к ней.
Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
В наш скоротечный век общение с природой очень ограниченно, пэтому развитие эмоционально-положительного отношений к ней отстает от усвоения детьми соответствующих знаний. Установлено, что те знания, котроые не окрашены чувствами, переживаниями, любопытством, всегда чисто формальны. Без настоящего интереса у детей не может формироваться бережное отношение к природе.
Проблема малых знаний о природе, неумение применять свои знания в общении с ней, все это побудило меня взять тему по самообразованию во 2 младшей группе «Экологическое воспитание младших дошкольников через опытно-эксперементальную деятельность». Эта тема идет параллельно с моей прошлой темой по самообразованию «Опытно-эксперементальная деятельность дошкольников». Поле для работы по этим темам очень разнообразно и интересно, как для детей так и для воспитателя.
Основной задачей этой темы по самообразованию является воспитание экологической культуры у дошкольников, и как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.
Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе - сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оборвал бутон от цветка, вырвал с корнем гриб, ребенок выполняет эти действия и не понимает, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает. Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т. д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это — результат нравственной невоспитанности детей.
Детям, особенно младшего возраста свойственна подражательность, на основе которой он видит образцы поведения взрослых: их поступкам, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т. д.
Перед собой для достижения цели я поставила задачу экологического воспитания :
формирование у детей элементарных представлений о растениях и животных, насекомых и птицах, как живых организмов и их взаимодействии с окружающих средой.
В связи с выбранной темой создала картотеки «Экологические игры детей младшего возраста» «Наблюдения в природе (на участке)» «Опыты и эксперементы детей в природе»
Формы работы по экологическому воспитанию
Прогулки:
*игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, шишки)
*игровые упражнения («Найди по описанию» «Узнай по описанию» и т. д.)
*игры с игрушками, приводимыми в движение ветром (султанчики, воздушный змей и т. д., узнают направление ветра)
Экскурсии:
*знакомство с растениями, животными, насекомыми и т. д.
*сбор природного материала
Наблюдения:
*из окна группы, на участке
Чтение художественной литературы
*сказки, стихотворения
Опыты :
* знакомство со свойствами воды, снега, песка
Беседы
Труд в уголке природы
Огород на подоконнике
Рассматривание альбомов, картин о природе
Конкурсы, выставки детских рисунков
Конкурсы «Лучшая поделка из природного материала» (по сезонам) :
*с привлечением родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер
Праздники, развлечения:
*настольный театр
*просмотр мультфильмов
* театрализация
Дидактические игры
Загадки
Создание мини-музея по темам (природа нашего края)
*животные
*насекомые
*птицы
*растения
Трудовые поручения
* полив, рыхление растений
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей :
*анкетирование
*консультации
*беседы
*метод домашних заданий
* выпуск стенгазет о природе совместно с детьми
*мини-лекции по экологии
*подготовка буклетов по природе нашего края
Проекты
*«Моя малая Родина»
*«Покормите птиц зимой»
Все перечисленные формы работы и поставленная задача тесно взаимосвязаны между собой и поэтому рассматривать и решать их надо в комплексе.
Когда знания даются систематически с использованием разнообразных форм, то это формирует у детей определенные знания, умения и формирует желание заботиться о живом.
Планирую использовать в работе совместную деятельность взрослого и ребенка, потому что это самый сильный стимул к познавательной деятельности, желанию приобретать новые знания.
Большую роль в работе буду уделять проведению опытов. Создала картотеку по возрасту детей 3-4 года, где предлагаются различные виды эксперементирования. В процессе опытов и эксперементирования у детей формируются знания: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней, в морозную погоду снег хрустит, рассыпается — из него невозможно лепить, в теплую погоду снег начинает подтаивать, становится влажным — из него можно лепить различные фигуры. Песок сухой- сыпется, мокрый -нет. Можно продолжать бесконечно, что можно исследовать в природе и все это очень интересно детям.
В группе создан уголок эксперементирования, где имеются необходимые предметы для работы: центр воды и песка, формочки для опытов с песком, бутылочки, стаканчики для опытов и игр с водой, ситечки, сачки и т. д.
Когда дети научатся наблюдать природу, видеть её необычную красоту, когда овладеют несложными способами выращивания растений, научатся ухаживать за животными, когда будут иметь элементарные знания о природе — все это будет способствовать развитию заботливого отношения к природе. Формирование бережного отношения к природе способствует эстетическому восприятию, любознательности, самостоятельности, у ребенка воспитываются нравственные качества, происходит совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На этой основе и формируется любовь к родному краю, желание узнавать и познавать новое.
Это первая статья, в которой я хотела рассказать о мотивах выбранной темы по самообразованию и её необходимости реализовать со своими малышами. В дальнейшем планирую писать о всех мероприятиях, которые мы будем проводить в совместной деятельности. Все работы оформляются фотовыставкой, альбомами, дети с удовольствием создают свои «шедевры» и конечно, нам помогают нам родители.