Мария Скрыпникова
Отчёт по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию.
«Экологическое воспитание дошкольников»
Воспитателя : Скрыпниковой М. П. детский сад№19. г. Железногорск.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… то все дворы завалили мусором. Мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не, только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Особенно если этой проблемой вместе с детьми будут заниматься и их родители. Это способствовало и заинтересовало меня выбрать эту тему по самообразованию.
Публикация «Отчёт по самообразованию: „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяла большое внимание экологическому воспитанию детей, работала не только над проектом: «Мусор вокруг нас», но осуществляла комплексный подход в воспитании здоровой гармонически развитой личности. А для этого мне самой пришлось проработать материал по экологии. Это теоретические основы экологического воспитания дошкольников на основе методических разработок авторов: О. А. Воронкевич, С. Н. Николаева, А. С Киселёва, Т. Н. Данилина.
Поэтому главной целью я поставила:
Изучить проблему экологического воспитания, через изучение научно – методической литературы.
. «Стимулировать интерес к исследовательской деятельности».
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, развивающей среды.
• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
Оформление Газеты: «Чистая планета»
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Консультации: «Прогулка с дошкольниками», «Экологическое воспитание дошкольников» Доклад на родительском собрании: «Дошкольник и экология».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2013год
Дата окончания работы над темой: май 2015 года
Предполагаемый результат:
- научить детей экспериментировать;
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- вторичное использование полезных отходов;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
Мы выяснили, чему мы научились и чего добились:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Прямяка, а также Георгия Скребицкого.
В течение года, мы провели с детьми заключительный экологический праздник :
1.» Как Буратино и Красная Шапочка спасали природу» (дети показали сказку, рассказывали стихи о природе, использовали пословицы и поговорки).
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»
Ребята собрали богатый материал растений и животных, которые занесены в красную книгу. Они делали вырезки с разных журналов и старых детских книг, это способствовало лучше познакомиться с редкими растениями и животными, занесёнными в красную книгу.
3. «Птичья столовая»
Изготовление кормушек силами родителей, кормушки были изготовлены с различного бросового материала, это и пластмассовые бутылки, коробоки от молока и кефира.
4. Акция:
«Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник (работа детей, родителей на участке).
5. Развлечение: «Земля - наш общий дом».
6. День птиц (международная экологическая акция).
Мы не только развешивали кормушки на территории детского сада и во дворах, но участвовали в международных выставках на самую интересную кормушку.
7. Выставка:»Вторая жизнь вещей».
Изготовление поделок для участка, сбросового материала.
8. «Зеленые сказки».
Развлечение для детей, сказки на новый лад.
9. Проведение конкурса: Газета «Чистая планета»
10. Неделя Всемирной Акции "Мы чистим мир" ("Очистим планету от мусора).
12. Выставка игр для практической деятельности (Оформление мини-книжек о природе)
13. Экологическая игра «Загадки природы»,
14. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Дошкольники активно включались в природоохранительные акции. Во все значимые мероприятия, которые проводились в детском саду совместно педагогами и детьми :«Мусор земле не к лицу», «Весенняя неделя поделок на территории», а в некоторых принимали участие родители конкурс кормушек в экологической акции «День птиц», участие в подготовке к акции: «Накормим птиц зимой» и др. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Анализируя свою работу мы выяснили, что все мероприятия проводимые с детьми и родителями помогли нам и сыграли большую роль в экологическом воспитании детей. Дети научились понимать, что природа – это наш общий дом, закрепили знания о животных: зверях, рыбах, птицах; научились классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Во время наших мероприятий
ребё нка окружали интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, сочиняли свои сказки и рассказы.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Работу по экологии и воспитанию любви детей к природе родители обещали продолжать в школе, в совместных домашних походах.