Папки-передвижки

О программе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Саакян Армида
О программе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

О программе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№6»

Предгорного муниципального района

ст. Ессентукская

Доклад

" О программе

индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ ".

Автор-составитель:

учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад №6»

Саакян Армида Николаевна

2022 год.

Публикация «О программе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

Когда рождается в семье ребенок, это всегда праздник. Он растет, развивается, и все, кажется, замечательно. Но, к сожалению, бывает по-другому. С первых дней жизни ребенка родители и доктора замечают отклонения, которые далее все ярче проявляются по мере его развития. К таким детям нужен особый, индивидуальный подход для того, чтобы они как можно более безболезненно адаптировались в этом мире. Для таких случаев разрабатывают специальные программы по воспитанию и развитию. Далее рассмотрим программу сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и ее особенности.

Ребенок с ОВЗ - несколько слов о том, какой ребенок относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, у которых есть отклонения, они являются временными или постоянными в психическом или физическом развитии. Это дети-инвалиды и не признанные инвалиды, но имеющие ограничения жизнедеятельности. В этих случаях необходимо индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ. Детей с ОВЗ можно разделить на группы, для которых характерны следующие отклонения: Нарушение слуховой функции. Дисфункция речи. Значительные нарушения зрения, слепота. Патология развития опорно-двигательного аппарата. Отсталость в умственном развитии и проблемы психического развития. Нарушение общения и поведенческие расстройства. Определяющим моментом будет конкретный дефект в развитии, именно от этого будет зависеть коррекционная программа. По каждой группе разработана специальная программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ. Приступая к работе с такими детьми, ее необходимо хорошо изучить. Это будет полезно как родителям, так и педагогам.

Особенности детей с ОВЗ и рекомендации для работы с ними.

Рассмотрим особенности некоторых категорий детей-инвалидов. Дети с нарушением слуха. У таких детей наблюдается нарушение восприятия, памяти, речи, мышления. Ребенок невнимателен, часто обидчив и замкнут. Также можно заметить нарушение координации и ориентирования в пространстве. Как правило, не проявляют инициативу в общении с окружающими. Дети с нарушением слуха хорошо читают по губам, воспринимая устную речь зрительно. При написании слов и произношении часто пропускают буквы или слова. Их фразы просты, а словарный запас очень беден. Дети с нарушением зрения. Для таких малышей необходимо использовать специальную программу для обучения. Также важно правильно распределять учебную нагрузку. Используются обучающие пособия, а также оптические и тифлопедагогические устройства. Рекомендуется чаще менять виды деятельности. Дозировать зрительные нагрузки необходимо строго индивидуально. В их обучающую программу обязательно входят такие занятия: Ориентирование в пространстве. Мимика и пантомимика. Социально–бытовое ориентирование. Развитие зрительного восприятия. Мелкая моторика рук и осязание. Логопедия. Обязательно для детей с проблемами зрительного анализатора, должна проводиться лечебная физкультура, а на уроках - физ. минутки. Дети, у которых имеется задержка психического развития. Такому ребенку присущи следующие характеристики: отсутствие внимания, отставание в освоении школьной программы, невозможность сконцентрироваться и самостоятельно выполнять задания, излишняя подвижность и эмоциональная нестабильность. Для таких детей необходимо усложнять задания, только учитывая возможности ребенка.

Дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата. Основной симптом этой категории - нарушение двигательных функций. Дети с ДЦП часто имеют нарушение слуха, зрения, речи, интеллекта. Нередко наблюдаются судорожные симптомы. Таким детям необходимо помочь адаптироваться в обществе, им также нужна медицинская, психологическая, педагогическая и логопедическая помощь. Важно прививать любовь к труду, оптимистический настрой к жизни, семье, обществу. ФГОС для детей с ОВЗ Существует специальный государственный стандарт для детей с отклонениями в развитии и другими проблемами в здоровье. В нем гарантируется таким детям право на получение образования вне зависимости от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. В чем заключаются функции ФГОС для детей с ОВЗ: Максимально охватить детей с ОВЗ образованием, которое будет соответствовать их возможностям и потребностям. Дать возможность ребенку получить образование согласно Конституции, несмотря на тяжесть нарушения развития, освоения и типа учреждения, где ребенок обучается. Создать условия для реабилитации детей с ОВЗ и гарантировать удовлетворение образовательных потребностей. Дать возможность выбрать соответствующее образование с учетом рекомендаций специалистов. Перейти к единой системе образования, сделав процесс обучения регулируемым, для совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся малышей. Стимулировать развитие специального образования и создавать для этого необходимые условия. Задачи программы Для того чтобы рассмотреть такую программу, необходимо выяснить, что означает для таких детей индивидуальное сопровождение. Сопровождение детей с ОВЗ – это долговременная поддержка, в основе которой лежит правильная организация процесса, направленная, прежде всего, на эффективный выбор решения их насущных проблем. Индивидуальное сопровождение – это комплекс методов, связанных между собой одной целью, задачей, действиями, которые направлены на оказание помощи ребенку с отклонениями со стороны не только родителей, но и педагогов. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ помогает найти проблемы в развитии ребенка, сделать выводы и обеспечить правильное их разрешение, а также дает возможность развить задатки и возможности ребенка. Эффективность индивидуального сопровождения оценивается, кроме мнения педагогов, психологов и медиков, удовлетворенностью родителей и ребенка, пока он находится в образовательном учреждении. Также важно оценить способность малыша взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ необходима для: Детей, у которых возникают трудности в освоении основной дошкольной программы. Малышей с тяжелыми отклонениями, которые посещают группы на короткое время. Для индивидуального обучения. Разработка и реализация программы Программа сопровождения детей с ОВЗ имеет несколько этапов разработки и реализации: На первом этапе происходит сбор и анализ документов, заключений врача, а также обсуждение проблем ребенка с родителями, педагогами. На втором этапе необходимо провести комплексное обследование развития. Проанализировать результаты со специалистами и вывести заключение. В конце составить психолого-педагогическую характеристику. На третьем этапе определяются задачи, условия, методы и формы коррекционно-развивающей работы. На этом этапе активно привлекаются родители. Им оказывается необходимая помощь, причем как практическая, так и консультативная. Четвертый этап считается основным. Происходит реализация программы, контролируется ее выполнение, вносятся изменения, если необходимы. Специалисты проводят обучение родителей и педагогов необходимым навыкам работы с детьми с ОВЗ. На пятом этапе происходит анализ эффективности освоения программы. Выясняются трудности в ее выполнении, поиск причин, ищутся пути решения проблем. Возможности программы Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья дает следующие возможности: Получить образование ребенку с ОВЗ с учетом его потребностей и возможностей. Легко влиться ребенку-инвалиду в коллектив сверстников с нормальным развитием. Родители имеют возможность получать помощь и консультации необходимых специалистов и педагогов. Педагоги получают постоянную методическую помощь и поддержку. Происходит регулярный контроль над развитием ребенка с ОВЗ и своевременно корректируется работа, учитывая его способности и возможности. Формы работы с детьми с ОВЗ Для реализации программы необходимо проводить различные занятия с детьми с ОВЗ. Программа предлагает несколько форм работы: Специально организованные занятия. Непрограммные занятия. Организация свободного времени. Обучение родителей. Особенности занятий с детьми с ОВЗ Занятия с детьми-инвалидами могут проходить : Индивидуально. В группах. Совместно со здоровыми детьми. Обязательно нужно учитывать: Состояние здоровья ребенка. Настроение. Сложившиеся семейные обстоятельства. Также существует несколько главных условий при проведении занятия с детьми с ОВЗ: Темп обучения должен быть замедлен. Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности. Опираться на возможности и способности ребенка. Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность. Каковы функции сопроводительной деятельности? Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ предполагает выполнение некоторых функций: Социальный педагог ведет социально-педагогическую работу с детьми и классным руководителем, а также коррекционно-развивающую деятельность. Оказывает помощь в сборе необходимой документации. Классный руководитель контролирует соблюдение прав детей с ОВЗ, обеспечивает сохранность их жизни и здоровья, на занятиях применяет необходимые методы и навыки для обучения детей с ОВЗ, оказывает помощь родителям, поддерживает с ними связь для осуществления контроля над процессом обучения. Реализация программы Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ реализуется в несколько этапов: Первый этап: проводится диагностическая работа, изучается сопровождающая документация. Заключается соглашение с родителями. Педагог социальный и классный руководитель наблюдают за ребенком, проводят беседы с родителями, составляют заключение о возможностях, умениях малыша и его эмоциональном состоянии. Более тщательное обследование с участием педагогов-психологов, воспитателей ГПД, социального психолога и классного руководителя. Составляется «Протокол первичного обследования». Коррекционно-развивающая служба анализирует полученные сведения. Составляются рекомендации по программе. Все сведения фиксируются в специальном дневнике социальным педагогом. Эффективность индивидуального сопровождения оценивается каждую четверть.

Рекомендации педагогам Можно составить несколько общих рекомендаций для педагогов, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ : Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые, повышать активность ребенка и умение работать в группе. Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий. Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений. Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий. Излучать положительные эмоции, привлекать детей к участию в развлекательных мероприятиях, развивая их способности и таланты. Заключение Если ребенок рождается с какими-либо отклонениями в развитии, это вовсе не означает, что его невозможно чему-то научить. Только индивидуальный подход способен решить проблему с обучением таких детей. Целенаправленная работа медиков, педагогов и родителей сделает таких малышей социально адаптированными и окажет существенную помощь в их развитии. - Читайте подробнее на FB.ru : https://fb.ru/article/242644/programma-individualnogo-soprovojdeniya-rebenka-s-ovz-zanyatiya-i-osobennosti

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия с песком «Чудесные снежинки» для ребенка с нарушением зрения 4 летКонспект индивидуального коррекционного занятия с песком «Чудесные снежинки» для ребенка с нарушением зрения 4 лет Индивидуальное коррекционное занятие с песком «Чудесные снежинки» для ребенка с нарушением зрения 4 лет. Для дошкольника занятия с песком.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Ко Дню Кактуса на МAAM. Конспект индивидуального занятия «Кактус» для ребенка с нарушением зрения 3–4 летКо Дню Кактуса на МAAM. Конспект индивидуального занятия «Кактус» для ребенка с нарушением зрения 3–4 лет Ко Дню Кактуса на МААМ. Конспект индивидуального занятия «Кактус» для ребенка с нарушением зрения 3-4 лет. Цель: формирование представление.

Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с РАС 5 лет на тему «Домашние животные»Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с РАС 5 лет на тему «Домашние животные» Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) 5 лет. Тема: Домашние животные.

Конспект индивидуального занятия «Домашние животные» для ребенка с нарушением зрения средней группыКонспект индивидуального занятия «Домашние животные» для ребенка с нарушением зрения средней группы Конспект индивидуального занятия «Домашние животные» для ребенка с нарушением зрения средней группы. Цель: формирование представлений о.

Конспект индивидуального занятия «Цвет, форма, величина предметов» для ребенка с нарушением зренияКонспект индивидуального занятия «Цвет, форма, величина предметов» для ребенка с нарушением зрения Конспект индивидуального занятия на повторение «Цвет, форма, величина предметов» для ребенка с нарушением зрения. Цель: упражнять дошкольника.

Конспект индивидуального занятия «Животные жарких стран» для ребенка с нарушением зрения подготовительной к школе группыКонспект индивидуального занятия «Животные жарких стран» для ребенка с нарушением зрения подготовительной к школе группы Конспект индивидуального занятия «Животные жарких стран» для ребенка с нарушением зрения подготовительной к школе группы. Цель: закрепление.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Автор публикации:
О программе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 24 января 2024 в 11:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О программе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Саакян Армида в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД