Люда Коломоец
Развитие связной речи у дошкольников второй младшей группы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Доклад на тему: «Развитие связной речи у дошкольников во
второй младшей группе».
Воспитатель первой квалификационной
категории
Коломоец Л. И.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников второй младшей группы» размещена в разделах
Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства. Все новые психические качества (в том числе и развитую речь) ребенок приобретает путем копирования и творческой переработки различных образцов, предоставляемых ему окружающей действительностью, прежде всего близкими взрослыми.
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.
Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.
Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).
В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).
Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).
Обогащение и совершенствование речи и во второй младшей группе остается в числе важнейших педагогических задач.
Ее решению способствует:
1. благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы;
2. целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.
Подражание воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка, – важнейшее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, воспитателю следует говорить много, искренне и ярко; произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо; употреблять (и многократно повторять) новые для ребенка слова и выражения, радоваться их появлению в его речи; использовать каждый вопрос ребенка как повод вступить с ним в диалог.
Непременным условием полноценного речевого развития детей четвертого года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда.
Приведем ее составляющие:
-собственная речь воспитателя;
-специально организованное речевое воздействие (рассказы воспитателя о событиях прошедшего дня и ближайшего будущего).
-развивающая предметно-пространственная среда. Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи (инициативная речь – это такая речь, в которой ребёнок показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т. е. достичь своей реальной коммуникативной цели. обогащения и уточнения представлений детей об окружающем.
Инициативная речь – это такая речь, в которой ребёнок показывает умение привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнера по общению, т. е. достичь своей реальной коммуникативной цели.
Рассказы о жизни группы посвящены событиям достойно прожитого отрезка времени (первой половины дня, второй половины дня) : «Сегодня дети научились… У нас были гости… Наконец то пришел после болезни Дима… (приятные моменты). Но случилась огорчившая Олю история…» и т. п. Такие рассказы, стимулирующие отсроченное восприятие и переживание детьми происшедших событий, помогают им устанавливать связь между предметами и явлениями, описывать знакомые вещи и чувства (отношения) и тем самым осмысливать происшедшее. В процессе этих рассказов малыши знакомятся с новыми речевыми средствами (слова, обороты).
Рассказы об ожидаемых событиях нацелены на создание у детей предвкушения радости от праздника, просмотра кукольного спектакля, похода в гости к старшим детям и т. п.
Рассказы о детях, о достоинствах, самобытности каждого из них. Услышав рассказ, содержащий похвалу, ребенок значимым, уверенным в себе и посмотрит на жизнь с оптимизмом.
Рассказы воспитателя о себе должны помочь детям преодолеть различные страхи («Как я перестала бояться темной комнаты», понять нежелательность некоторых действий («Как я отучилась разрушать чужие постройки», «Как от меня чуть не убежала любимая игрушка»).
Рассказы о трудных ситуациях также предназначены для того, чтобы помочь детям осознать нежелательность некоторых их действий. Это могут быть разные истории о страданиях мокрых рукавов и грязных рук, о сбежавших туфельках, об обидевшихся кубиках и т. п.
Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, в том числе на специальных, а также в бытовых ситуациях, на прогулке и т. п.
Формирование словаря.
Много внимания уделяется обогащению, уточнению и активизации словаря, опирающегося на конкретные представления. Это значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.
Во второй младшей группе используются следующие приемы словарной работы:
• показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей обстановки («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол», при проведении дидактических игр («Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов);
• сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.). Этот прием используется при целенаправленном ознакомлении с любым новым предметом (группой предметов). Кроме того, этот прием уместен в дидактических играх и упражнениях типа «Чудесный мешочек» (ребенок на ощупь определяет материал, из которого сделана вещь, ее вес и размер);
• сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба – пальто, чайник – кофейник, туфли – босоножки и т. п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические группе используются следующие приемы словарной работы: • показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей обстановки («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол», при проведении дидактических игр («Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов);
• сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба – пальто, чайник – кофейник, туфли – босоножки и т. п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись «предполагающие ответ в форме действия (принеси, найди, покажи).
Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Эти задачи легче решать, проговаривая звуки, произнесением которых ребенок владеет или овладевает. У детей этого возраста уже можно отрабатывать четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением шипящих (ж, ш, ч, щ) и сонорных (р, л).
Работа по освоению родственных групп звуков проводится поэтапно. Например, осваивая согласные, дети учатся произносить звуки в таком порядке: губно-губные (м, б, п, губно-зубные (в, ф, переднеязычные (н, д, т, заднеязычные (к, г, х). Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребенка умения произносить более сложные по артикуляции звуки.
Так, чтобы речь была более отчётливо. достигается, в частности, правильной артикуляцией гласной, а) и плотно смыкать губы (чему способствует четкое произношение звуков м, п, б).
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную вырази-тельность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
К четырем годам ребенок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения.
Одновременно наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий. Необходимо подсказывать детям, как правильно произносить то или иное слово; повторять предложение, исправив нарушенное ребенком согласование. Не следует заставлять его произносить слово (предложение, чтобы исправить ошибку.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять пред-ложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок, импровизируя. Подобные игры подготавливают их к драматизациям произведений.
Итог.
Цель речевой деятельности: В младшем возрасте ребёнок способен лишь принять цель речевой деятельности, поставленную взрослым.
Очень важно чтобы поставленная цель соответствовала наглядно представленной ситуации речевого общения.
Средства речевой деятельности: В младшем возрасте невербальные средства
занимают ведущее место в системе средств речевой деятельности. Речь малыша не столько сообщает, сколько изображает.
Результатом речевой деятельности выступает: неполные повествовательные или восклицательные предложения, при помощи которых ребёнок отвечает на вопрос воспитателя или высказывает своё желание.
«Чудесный мешочек»
Цель:
-развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;
- расширять и активизировать словарь;
- развивать связную речь;