Ольга Новосельцева
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач.
Задача взрослых - помочь детям в проведении этих исследований.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Развивается речь.
•Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Направления опытно-экспериментальной деятельности :
• Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
• Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет
• Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства
В уголках по экспериментированию должны быть представлены различные материалы для исследования, которые постоянно обновляются.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей
• достаточность
• доступность расположения
Этапы развития детского экспериментирования:
Младший возраст-подготовка к экспериментированию.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации.
В среднем возрасте идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.
В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Одним из условий опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА разделена на центры: Центр грамотности и книги, Центр экспериментирования, Центр природы.
Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, семена, крупы и т. д.) В нем находится материал для осуществления опытной деятельности (лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, песочные часы, пробирки и т. д.)
Центр природы содержит различные виды комнатных растений. Инструменты для ухода за растениями (палочки для рыхления, лейки, муляжи овощей и фруктов, семена цветочных растений, дидактические игры экологической направленности). В центре природы находится аквариум. Дети ухаживают за рыбками, кормят и меняют воду.
Помимо того, что дети занимались исследовательской деятельностью в группе. Во время прогулок в зимний период дети кормили птиц на участке. Кормушки для птиц были изготовлены родителями. Дети наблюдали за птицами.
Нами был реализован проект «Птицы зимой нуждаются в нашей помощи»
Цель исследования: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно - творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, стенгазет о птицах. Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
В результате познавательно-исследовательской и проектной деятельности дети учатся :
• Видеть и выделять проблему.
• Принимать и ставить цели.
• Решать проблемы.
• Анализировать объект и явления.
• Выделять существенные признаки и связи.
• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Осуществлять эксперимент.
• Выдвигать гипотезы, предложения.
• Делать выводы.
И в заключении хочется добавить «Люди, научившиеся наблюдениям и опыта, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
Спасибо за внимание!.