Юлия Орлова
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела: воспитатель
Орлова Юлия
Андреевна
Южноуральск, 2019 г
Южноуральск! Что значит это слово
Для каждого, кто слышал его раз!
В названье этом много есть родного,
Любимый город, лучший ты для нас!
Не обозначен ты на картах мира,
Но знают о тебе в краю родном.
Давно нашли мы все в тебе кумира,
Южноуральск, ты – наш родимый дом!
Публикация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах
Малой Родиной, краем является то место, где человек родился, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников – это один из разделов социально-коммуникативного развития.
На экране вы видите задачи данной области в соответствии с ФГОС:
• Формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
• Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
• Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках.
Что подчеркивает актуальность данной темы
Данные задачи решаются по Программе «От рождения до школы» во всех видах деятельности: в образовательной, в игровой, в трудовой, в бытовой - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и
формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям, воспитанию любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:
• Образ Я.
• Семья.
• Детский сад.
• Первичные представления о малой родине.
• Страна
Для реализации блоков программы в ДОУ созданы следующие условия:
В каждой дошкольной группе организованы патриотические уголки, в содержание которых входит ознакомление с городом Южноуральск, как малой Родиной. Это:
Альбомы: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Семейный альбом нашей группы», «Природа родного края», «Русская» и «Казачья» одежда» и др.
Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Разрезные картинки», «Где находится памятник?», «Заколдованный город», «Герб города», «Собери картинку», «Что такое былины», «Камнерезное искусство».
Макеты с достопримечательностями нашего города : «Уральские горы», «Аллея славы», «Фонтан», «Вечный огонь», «Любимый детский сад» и т. д.
Продукция предприятий города и дидактический материал о разных профессиях города.
Система работы по данному направлению строится в соответствии с
Программой, начиная с младшего возраста, с поэтапным усложнением опыта детей в соответствии с календарно-тематическим планированием по следующим темам: "Моя семья", «Мой город «Наш быт», «Народная культура и традиции», «Город мастеров»… Темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала.
При ознакомлении с родным городом используем разнообразные формы работы и методы:
Целевые прогулки и экскурсии по достопримечательностям города
Взаимодействие с социальными партнерами города Южноуральска : городским парком, краеведческим музеем, детской школой искусств, ФОКом, дворцом культуры, библиотекой, пожарной частью, полицией города.
Участие в городских мероприятиях : «День города», «День Победы», День защитника Отечества, возложение цветов к памятнику защитникам Отечества и др.
Ежегодно проводятся такие праздники, кроме традиционных, как: «Масленица», «Новый год», «8 Марта», «День защиты детей», «День матери».
Чтение художественной литературы, в соответствии с возрастом.
Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни (пейзажи Виктора Ивановича Кузнецова) (слайд)
Встречи с интересными людьми, представителями различных профессий (народный умелец - Максим Половнев познакомил детей с плетением из лозы) (слайд)
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам.
Знакомство с символикой города.
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивкой, плетением, вязанием).
Наблюдения (за трудом жителей, изменениями в облике города и т. д.).
Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.
Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Важным условием эффективного осуществления патриотического воспитания является тесная взаимосвязь дошкольного учреждения с семьями воспитанников, как с равноправными участниками формирования личности.
Прикосновение к истории своей семьи всегда вызывает сильные эмоции. Взаимодействуя с родителями, мы способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Активно участвуют родители в создании и реализации детских
тематических проектов, выставок, поделок: «По страницам казачества», «Озера Южного Урала», «Ознакомление с профессиями»; создание книги Памяти «Помним, чтим, гордимся», встречи с интересными людьми.
А так же участие в утренниках: «Папин праздник», «День матери»; спортивных мероприятиях: «Папа, мама, я - спортивная семья»
Вывод:
Патриотизм, как качество личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека. Если, в результате педагогической работы ребенок будет знать название города, улицы, на которой живет, название своей страны, ее природу, символику. Если, ему будут известны имена тех, кто прославил наш город, наш край; Если он читает стихи, поет песни о городе, о Родине- то можно считать, что задача первой ступени выполнена.