Людмила Джурмий
Опыт работы. Ознакомление с природой родного края как один из способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного роста, когда закладывается фундамент психического развития. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края, что указывает на то, чтопатриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой. В Нижегородском регионе задача формирования патриотизма, духовно-нравственных качеств личности являлась приоритетной всегда, независимо от влияний времени. На решение данной задачи были направлены такие региональные программы как: «Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013г»[28], «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области»[28], «Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области»[28], «Программа развития воспитания в системе дополнительного образования детей»,[28] «Молодежь Нижегородской области»[28].
Публикация «Опыт работы, Ознакомление с природой родного края как один из способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одно из проявлений патриотизма, а также один из способов патриотического воспитания является ознакомление с природой родного края. Впечатления от родной природы, отложенные в детстве, запоминаются на всю жизнь и в первую очередь влияют на отношение человека к природе, к Родине. Воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю базируются на общечеловеческих ценностях, а именно: привязанности к семье, любви к родным людям, любви к природе, желание охранять и преумножать природные богатства своей Родины. Научить чувствовать красоту родной земли, привить любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка – одна из важнейших задач педагога. Любовь к природе
сложное чувство, оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе. Представление о Родине у детей начинается со своего родного дома, с любимой игрушки, картинки, книжки, звуков, знакомых улиц и окружающей его природы. Использование в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала способствует формированию, расширению и углублению представлений о природе родного края, воспитанию бережного отношения к природе родного края, углублению представлений об окружающей их природе. Полезно ознакомить дошкольников с успехами родного края, сведения краеведческого характера понятны и близки им, вызывают познавательный интерес. В том случае если воспитатель сам любит и знает историю своей страны, своего населенного пункта тогда легче будет достигнуть успеха в патриотическом воспитание детей. Необходимо отобрать ту информацию, которая будет интересна детям дошкольного возраста, то, что вызовет у них не поддельный интерес, восторг и восхищение.
В Федеральном образовательном стандарте[ФГОС]дошкольного образования[1]ставятся цели патриотического воспитания : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;формирование толерантного отношения к своим сверстникам, родителям, другим взрослым, людям других национальностей;развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Природа Тоншаевского района красива и многообразна: густые леса, бескрайние поля, маленькие речушки и пруды, богатый животный мир. Наглядный пример и посещение краеведческого музея в р. п. Тоншаево позволит наиболее полно рассказать дошкольникам о природе родного края, о успехах и развитии истории возникновения нашего поселка. В следствии применения метода ознакомления с природой родного края у дошкольников возникнет чувство восхищения и уважения к своему краю, что благотворно повлияет на патриотические чувства. В практике дошкольных учреждений не всегда уделяется внимание ознакомлению с природой родного края как одного из средств патриотического воспитания.
Новицкая М. Ю. [18] в своей работе дает понятие патриотического воспитания в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культурой.
Рыбалкова И. [17] в своей работе раскрывает особенности работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родным городом.
Алешина Н. В. [3] раскрывает определение патриотического воспитания, формы работы по воспитанию патриотических чувств.
Комратова Н. Г. [10] предлагает материалы по ознакомлению детей старшей и средней группы с родным краем : содержание и технология ознакомление детей с родным краем,планирование деятельности, программы, конспекты.
Проблема: при каких условиях способы ознакомления с природой родного края будут эффективны в патриотическом воспитании?
Объект исследования: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: способы ознакомления с природой родного края, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель исследования: проверка условий эффективности нравственно- патриотического воспитания через ознакомление с природой родного края.
Выдвинута гипотеза: патриотическое воспитание через ознакомление с природой родного края будет эффективным при условии использования:
- различных форм и методов ознакомления с природой родного края;
- позитивного отношения к природе;
- широкого и планомерного ознакомления с природой родного края.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть сущность нравственно-патриотического воспитания;
- изучить формы и методы ознакомления с природой, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- выявить уровень нравственно-патриотических представлений у детей дошкольного возраста;
- разработать и опробовать некоторые формы и методы ознакомления с природой родного края.
Методы исследования:
Анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования; анкетирование родителей; беседы, наблюдение, тестирование; математические и графические методы.
Предполагаемый результат: проверка обоснованных условий эффективности нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с природой родного края.