Лучший педагог года

Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Алена Чиркова
Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном детском саду приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов, рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Публикация «Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа. А как известно самый действенный способ - это игра.

Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушек в современном мире много. Огромные магазины игрушек предлагают большой выбор на любой вкус. Большинство современных игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле. [4]

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра постепенно уходит из жизни детей. Кукла перестаёт быть источником социального и нравственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребёнка она ведёт себя так, как это нужно в данный момент её хозяину. Ребёнок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла - заместитель идеального друга. Кукла для ребёнка - объект общения во всех его проявлениях и партнёр в игре. В игре с куклами постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство - время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки - бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы - в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались : Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А. П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) подчёркивала, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и

разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Исследовательница называла народную игрушку «живой», поскольку она представляет народное искусство в жизни детей и будет, по её мнению, жить вместе с сегодняшними игрушками.

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (А. В. Алексеенко, Н. А. Гусакова, Т. С. Комарова, Л. А. Кузнецова, А. Ю. Лозко, В. С. Мухина, А. С. Найден, С. Н. Новикова, Н. П. Сакулина, Н. Бы. Халезава, Т. Я. Шпикалава и др.).

Исследователи замечают, что обучение детей с самого начала должна строиться на родной почве, чтобы они были тесно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в них души родной семьёй. Имеют значение и игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они расширяют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Крупный украинский исследователь народной игрушки А. С. Найдён утверждает, что именно традиционная народная игрушка сохраняет в себе пластическую и образную память про те далёкие времена, когда человек впервые начал использовать природные материалы для создания вещей, которые не только в чем-то помогали, что-то обозначали, но и что-то символизировали. Именно традиционная народная игрушка в своих определённых функциях, формах, пластике, образных основах несёт информацию о начальные причины человеческого предметно-духовной среды. В этом смысле традиционная народная игрушка в наше время выступав как информативна и эстетически совершенная вещь. Исследователь уверен, что игрушка содержит больше информации, чем любая компьютерная игра или память компьютера.

А. С. Найдён подчёркивает, что ребёнок сегодня должна воспринимать народную игрушку не как предмет быта, объект игры (хотя и такое восприятие не вредное, а как произведение искусства, который требует изучения, определённого анализа творческого наследия, повторения. Такое отношение к народной игрушки способствует её сохранению и духовному обогащению ребёнка. Важным мнением исследователя представляется то, что народная игрушка в семье, детском саду, различных кружках должна не вытеснять современную игрушку, не заменять её, а существовать рядом с ней, дополнять её, давать ребёнку то, что не способна дать современная игрушка.

Путём воссоздания реальных и воображаемых вещей и образов игрушка помогает ребёнку познавать, исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя. Это значит, что игрушка, как часть детской игровой реальности, выступает незаменимым средством инкультурации - вхождения в мир родной культуры.

Сказанное в полной мере касается и народной игрушки. По всеобщему признанию, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Уже упоминалось, что народная игрушка, как и все традиционное народное искусство, лишено элементов внешнего этнографизма. Настоящая народная игрушка, как правило, содержит минимум внешних атрибутов и этнической принадлежности. Именно в этом заключается её образная и содержательная сущность. Поэтому традиционная народная игрушка отличается простотой формы, лишено ярких цветов, сложной орнаментации. В ней, отмечают исследователи, целый мир образов, она содержит нюансы психментального характера этноса. Указанные особенности народной игрушки в совокупности дают возможность осуществить основные эстетические и педагогические функции культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Алексахин Н. Н. Матрешка. - М. : Издательство Народное образование, 1998. – 75 с.

2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. Том 2. – М. : Издательство Современный писатель, 1995. – С. 304-306.

3. Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. – СПб. : Тропа Троянова, 2006. – (Полное собрание русских сказок. Довоенные собрания. – Т. 12). – С. 123-125,528.

4. Козлова Е. Матрешке – 100!//Ваш досуг. – 2000. - № 46. – С. 16-19.

5. Коняев Н. Игрушки русских императоров. – Москва. : Издательство Подъем, 1994. - № 4.

Публикации по теме:

Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия.

Консультация «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» В наше.

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМузейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мини – музей хлеба «От зёрнышка к хлебушку» Актуальность: Мини- музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность.

Народная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаНародная культура как источник духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Будущее нашей страны зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. В настоящее время материальные ценности доминируют.

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников.

Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания детей (Слайд №1). Воспитывать маленького патриота необходимо начинать с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живёт, детского.

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Выполнил: Данич Ирина Дмитриевна воспитатель МАДОУ «Буратино» Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка» (для детей среднего дошкольного.

Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью о патриотическом воспитании детей с древних времен, советского периода,постсоветского.

Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Жедунова Елена Александровна, воспитатель,.

Саморазвитие «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Мини музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 11:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алена Чиркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД