Наталья Горшкова
Ознакомление с родным городом как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными6 к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Публикация «Ознакомление с родным городом как средство развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга (поистине уникального города-памятника)- разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна- новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца?
Эту работу нужно начинать с младшей группы детского сада. И необходимо очень тесное сотрудничество с родителями. Дети- дошкольники, проживающие в так называемых «спальных» районах, зачастую считают главной улицей города ближайщий проспект (например, во Фрунзенском районе- проспект Славы). Они редко (а в некоторых семьях практически никогда) выезжают в исторический центр Санкт- Петербурга с целью увидеть и узнать свой родной город. Весьма разнообразен контингент родителей: это и очень юные родители, и родители солидного возраста; много семей, совсем недавно переехавших жить в наш город. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт- Петербурге.
В процессе работы в детском саду мы формируем чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице); представление о разных видах домов и транспорте; знакомим с разными профессиями, воспитываем культуру общения. С помощью родителей мы знакомим детей с «ближним» городом, с его историческим центром. При посещении (индивидуальном) почты или парикмахерской, на прогулке с родителями по Невскому проспекту, на Дворцовую площадь. К Петропавловской крепости ребенок непременно получит много знаний, испытает массу положительных эмоций. А сколько радости и удовольствия доставит ребенку составление с родителями фотоальбома «Где мы были!» Вы услышите, каким эмоциональным будет его рассказ о том, что он видел. А как загорятся интересом глаза других детей! Воспитателю необходимо заранее подготовить маршрут выходного дня (дать информации о том, куда сходить с ребенком, что и как показать, о чем ему рассказать при посещении того или иного объекта, на что обратить особое внимание).
Не спеша, исподволь мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.
В младшей группе стоят две основные цели:
• воспитание любви и интереса к родному городу;
• воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
Здесь основная работа ложится на родителей и воспитателей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно- ролевые игры, ситуации- все это плавно подготавливает детей к целевым прогулкам и экскурсиям («В магазине», «Машины на нашей улице», «На кухне», «Правила поведения на улице», «На почте»).
Углубить эти знания помогут родители, совершив экскурсии по рекомендациям: «Улица, на которой я живу», «В магазине» (я делаю покупки, «В парикмахерской» (мне делают стрижку, «На почте» (бабушка получает пенсию, а также целевые прогулки в центр города : «Невский проспект- главная улица нашего города», «Дворцовая площадь- главная площадь нашего города», «Нева- река, на берегах которой построен наш город». Получив знания на экскурсиях, дети смогут закрепить их в сюжетно- ролевых играх.
К концу года воспитанники младшей группы получают уверенность в себе, навыки правил поведения на улице. Все это- платформа для дальнейшего воспитания маленького петербуржца.
В средней группе появляются три основные цели:
• воспитание любви к родному городу, гордость: я- петербуржец;
• пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;
• формирование начальных знаний о родном городе.
В списке художественной литературы для детей уже появляются стихи о Петербурге. Дети уже должны знать не только свое имя, фамилию, домашний адрес, но и в каком городе они живут, назначение домов, центральную улицу города, центральную улицу своего района. Главную реку города. Цель прогулки дается с конкретным заданием: «В универсам» (что здесь можно купить, «Бульвар» (поможем птицам зимовать). Дети знакомятся с основными сведениями о нашем городе : с его главной улицей- Невским проспектом, главной площадью- Дворцовой, первой крепостью- Петропавловской. Дети узнают много интересного о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.
К концу года дети средней группы должны хорошо знать, в каком городе они живут, главные улицу, реку, площадь, крепость. Обязательно- основные сведения о своем районе (главная улица, название района, моя улица, о блокадном прошлом города- героя. Дети начинают осознавать. В каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.
В старшей группе основные цели:
• осознание ценности памятников культуры и искусства;
• воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.
Дети различают городские и деревенские дома; могут связно объяснить, что такое улица, площадь; знакомятся с историей своего района, его памятными местами, с глобусом, картой, с другими городами России, с флагом России, гербом Санкт-Петербурга. Дети узнают об основателе Санкт- Петербурга- Петре I; узнают такие понятия, как царь, памятник, герб, Собор, символ.
В «Ситуациях» и «Общении» большое внимание уделяется вопросам: «Как поступить?», «Кем быть?», «Какой я?» Дети учатся мыслить, рассуждать.
Родителям предлагаются конкретные (целевые) посещения определенных музеев. Например, Русский музей- родная природа в произведениях русских художников. Эти посещения проводятся 2-3 раза в год. Можно в октябре провести экскурсию в Летнем саду «Золотая осень», а в апреле в том же Летнем саду- «Пробуждение природы».
В подготовительной группе запас знаний уже достаточно большой, поэтому и в «Основных целях» добавляются моменты развития духовного кругозора личности.
Дети должны уметь:
• осмыслить историю и культуру Санкт- Петербурга в контексте мировой истории и культуры;
• изучать историю города через судьбы замечательных петербуржцев.
У детей формируется гражданская позиция. В художественной литературе появляются памятники мировой литературы и много дополнительной литературы по истории Санкт-Петербурга (о блокаде, войне, строительстве города в петровские, екатерининские времена и др.). Дети учатся не только любить и знать свой город, но и понимать его, и беречь. Включается много бесед: «Мои мысли», «Мои чувства», «Мои поступки», то есть ребенок учится оценивать себя изнутри.
В «Ситуациях» обыгрывается умение общаться («Разговор по телефону», «Правильно прими подарок») на материале петербургской тематики, которая позволяет детям в повседневном общении закреплять в игре пройденный материал. У каждой целевой прогулки теперь есть конкретное название, тема («Старый дом и новый дом», «Откуда свет пришел», «Новоселье в новом доме»). Дети учатся мыслить, анализировать, делать выводы.
Итак, занятия по ознакомлению с родным городом являются мощным средством развития речи у детей, позволяют расширять запас слов, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, формируют умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учат содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, совершенствуют умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, развивают умение составлять рассказы из личного опыта.
Список используемой литературы
1. Никонова Е. А. «Первые прогулки по Петербургу»- СПб «Паритет». 2004 г.
2. Ермолаева Л. К. «Мой город». СПб. «Норинт» 2000 г.
3. «Санкт-Петербург. Иллюстрированный путеводитель» Рапопорт А. - Издательство: Фордевинд, 2010 г.
4. Алифанова Г. Т. Петербурговедение для малышей от 0 до 7 лет. СПб, 2008.