Валентина Снигирева
Инновационный проект «Ознакомление дошкольников с родным поселком Ковернино как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На 2015 – 2020 гг.
МДОУ д/с «Светлячок» д. Гавриловка
По теме:
«Ознакомление дошкольников с родным поселком Ковернино как средство патриотического воспитания»
Выполнила:
Снигирева Валентина Александровна
Публикация «Инновационный проект „Ознакомление дошкольников с родным поселком Ковернино как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Д. Гавриловка 2018 г
Содержание
1. Актуальность темы инновационного проекта
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы
4. Условия реализации инновационного проекта
5. Этапы реализации инновационного проекта
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
1. Актуальность темы инновационного проекта
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» : как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
В содержательном аспекте патриотизм включает : чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется преобразованиями, связанными с изменением содержания образовательного процесса, что нашло отражение в таких документах, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751, «Федеральные государственные общеобразовательные Стандарты дошкольного образования» и др.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Однако целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Все же базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Таким образом, можно констатировать актуальность и востребованность организации инновационной деятельности МДОУ по проблеме «Ознакомление дошкольников с родным поселком как средство патриотического воспитания».
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы
Цель инновационного проекта : разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с родным поселком как средства патриотического воспитания.
Гипотеза педагогического исследования: система работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным поселком будет способствовать реализации основных задач патриотического воспитания (формирование у детей системы знаний о своей родине, о родном поселке; воспитание интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на общественные события и включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний).
Объект исследования – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - система педагогической работы по ознакомлению дошкольников с родным поселком как средства патриотического воспитания.
Общие задачи инновационной деятельности :
1. Систематизировать, проанализировать, обобщить научно-методические основы по ознакомлению дошкольников с родным поселком как средства патриотического воспитания.
2. Разработать систему работы с дошкольниками по ознакомлению их с родным поселком.
3. Создать систему педагогических условий для успешной реализации основных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Апробировать инновационную систему работы с дошкольниками по ознакомлению их с родным поселком.
5. Развивать профессиональную компетенцию педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
6. Способствовать становлению педагогической компетенции родителей воспитанников или их законных представителей по проблеме патриотического воспитания.
7. Проанализировать степень эффективности, качества и востребованности созданной системы работы.
3. Научно-методологические основы реализации инновационного проекта
Исследования ученых, практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова и др., которые указывают на актуальность патриотического воспитания в современном мире.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного поселка (а через него Отечества, связанные с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова и др., осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева и др., восприятие детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.
Исследования на приобщение детей к культурному наследию (Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие).
4. Условия реализации инновационного проекта
Условиями реализации инновационного проекта являются :
1. Материально-техническое обеспечение:
• Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение пособий, мультимедийных средств обучения);
• Обогащение предметно-развивающей среды групп МДОУ (пособия по патриотическому воспитанию, дидактические игры и упражнения).
2. Нормативно-правовое обеспечение:
• Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности (Модернизация Программы развития МДОУ, внесение изменений в Договора с родителями, Положения о творческой (инновационной) группе педагогов, Положение о Научно-методическом совете МДОУ)
3. Кадровое обеспечение:
• Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта
• Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться инновационная педагогическая технология.
• Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.
• Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
4. Программно-методическое обеспечение:
• Разработка педагогической системы работы по ознакомлению дошкольников с родным поселком как средства патриотического воспитания.
5. Работа с детьми:
• Диагностика детей старшего дошкольного возраста на определение уровня знаний о родном поселке.
• Апробация педагогической системы работы по ознакомлению дошкольников с родным поселком как средства патриотического воспитания.
• Мониторинг эффективности и качества апробированной системы работы.
6. Работа с педагогами:
• Организация научно-методических семинаров научного руководителя с воспитателями по проблеме инновационной деятельности
• Проведение методической работы с педагогами, участвующими в инновационной деятельности (консультации, семинары, практикумы и т. д.)
• Организация работы творческой группы педагогов.
7. Работа с родителями:
• Внесение изменений в Договора с родителями по вопросам посещения ребенка инновационной группы.
• Мониторинг отношения и степени активности родителей по проблеме инновационной деятельности МДОУ.
• Организация системы работы родителей (консультирования, беседы, анкетирование, участие в конкурсах и др.) по вопросам патриотического воспитания дошкольников через ознакомление их с родным поселком.
• Организация индивидуальной помощи родителям по запросам.
8. Взаимодействие с социумом:
• Активизация связей со всеми образовательными учреждениями ближайшего социального окружения.
5. Этапы реализации инновационного проекта
Таблица 1
Этапы реализации инновационного проекта 2015 – 2020 гг
Этап Задачи этапа Содержание работы Сроки реализации Отметка о выполнении
Диагностический 1. Разработка диагностической методики по выявлению знаний детей о родном поселке.
2. Проведение диагностики детей старшего дошкольного возраста на выявление знаний о родном поселке.
3. Анализ знаний старших дошкольников о родном поселке.
4. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов МДОУ по проблеме патриотического воспитания дошкольников через ознакомление их с родным поселке.
5. Анализ отношения родителей к проблеме инновационной деятельности МДОУ. 1. Создание новой диагностической методики по выявлению знаний дошкольников о родном поселке.
2. Диагностика знаний старших дошкольников о родном поселке.
3. Анализ и оценка результатов диагностики.
4. Анкетирование воспитателей по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Анкетирование родителей по проблеме инновационной деятельности МДОУ. Сентябрь – декабрь
2015 г.
Организационно-прогностический 1. Разработка педагогической
системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным поселке.
2. Повышение уровня педагогического профессионализма воспитателей по проблеме инновационной деятельности. 1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме инновации.
2. Анализ содержания программ дошкольного воспитания по проблемам патриотического воспитания
3. Проведение системы методических мероприятий с педагогами по проблеме инновационной деятельности.
4. Создание творческой группы педагогов.
5. Создание научно-методического совета.
6. Разработка общей структуры педагогической работы. Январь – май
2016 г.
Практический 1. Разработка и апробация педагогической системы работы по ознакомлению дошкольников с родным поселке как средства патриотического воспитания.
2. Мониторинг промежуточных результатов работы.
3. Внесение корректив. 1. Разработка методического обеспечения инновационной
деятельности для старшей и подготовительной групп.
2. Система работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через организацию бесед, экскурсий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, НОД, творческую деятельность, художественную литературу, средства ИКТ и т. д. по ознакомлению с родным поселком.
3. Апробация системы работы.
4. Наблюдение за ходом реализации инновации.
5. Внесение корректив, изменений и дополнений в систему работы. Сентябрь – май
2016 – 2017 гг.
Сентябрь – май
2017 – 2018 гг.
Сентябрь – май
2018 – 2019 гг.
Обобщающий 1. Анализ эффективности и качества использования созданной системы работы
2. Оформление и описание педагогической системы 1. Проведение контрольно-диагностического обследования уровня знаний старших дошкольников о родном поселке.
2. Анализ и сравнение результатов обследования на начало и конец инновационной деятельности.
3. Оформление системы работы. Сентябрь – декабрь
2019 г.
Внедренческий 1. Внедрение педагогической технологии.
2. Распространение системы работы среди других МДОУ. 1. Проведение методических мероприятий.
2. Публикации и издание пособий.
3. Защита квалификационных категорий педагогами. Январь – май
2020 г.
6. Система мониторинга хода реализации инновационного проекта
Таблица 2
Система контроля за реализацией инновационного проекта
Вид Объект Цель Технология Срок Ответст. Выход
Мониторинг Состояние здоровья детей Динамика заболеваемости детей. - Анализ и осмотр
- Оценка состояния здоровья детей
- Осмотр
- Измерение
- Анализ мед. карт
- Анализ посещаемости
- Анализ изменения результатов 1 раз в месяц мед. сестра Совещание при зав.
Мониторинг Выявление знаний дошкольников о родном поселке Проведение диагностики и мониторинга Диагностика
- Беседы с детьми
- Беседы с родителями Завед.
Ст. восп.
Восп-ли Совещание при зав.
Заседания творческой группы
Совещания научно-метод. совета
Мониторинг Деятельности служб детского сада по реализации инновационного проекта - Материально-техническое обеспечение
- Оборудование развивающей среды
- Программно-методическое обеспечение
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
- Работа с социумом - Наблюдение
- Анализ выполнения плана
- Анализ среды в группах
- Анализ документации
- Изучение информации в родительских уголках
- Анализ совм. мероприятий с родителями
В тече-нии года Завед.
Ст. восп.
Восп-ли Педсоветы
Заседания творческой группы
7. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
В педагогическом исследовании:
• Разработка научно-методических основ патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным поселком.
• Создание педагогической системы работы (педагогической технологии) по ознакомлению дошкольников с родным поселком как средства патриотического воспитания.
• Разработка методического обеспечения педагогической технологии.
В работе с педагогическими кадрами:
• Развитие инновационного потенциала работников МДОУ.
• Повышение педагогического профессионализма педагогов МДОУ.
• Участие педагогов в конкурсах и семинарах.
• Распространение опыта инновационной деятельности.
В работе с детьми:
• Расширение и совершенствование знаний дошкольников о родном поселке.
• Решение основных задач по патриотическому воспитанию (формирование у детей системы знаний о своей родине, о родном поселке; воспитание интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на общественные события и включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний).
• Воспитание любви дошкольников к родному поселку.
• Повышение качества и уровня педагогической деятельности по патриотическому воспитанию.
В работе с родителями:
• Повышение интереса к деятельности МДОУ.
• Активное включение в инновационный процесс МДОУ.
• Расширение знаний о патриотическом воспитании.