МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания»

Анастасия Мрыхина
Консультация для педагогов «Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания.

Подготовила воспитатель подготовительной группы МБДОУ ДС №3 "Березка"

Мрыхина А. В.

В настоящее время Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, селе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах

Исследования говорят, что половина молодых родителей не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”

При этом одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является

гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Если обратиться к словарному определению

ПАТРИОТИЗМ

(от греч. – соотечественник, лат. patria – отечество) – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам;

". одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств"

это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре.

В нынешнее время из-за глобальной смены приоритетов в обществе нравственные устои и традиции, заложенные веками нашими предками, подверглись разрушению. Именно сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости сохранения нашей самобытной традиционной донской культуры для будущего поколения.

С возвращением к нам национальной памяти все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, чем украшали свой быт, о чем мечтали. Кроме того давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.

Дети имеют маленький запас знаний о культуре, о творчестве, обрядах, обычаях, об особенностях языка донских казаков, быте населения донских станиц, предметах обихода (макитра, рубель, скрыня, саманная хата, и т. д.).

Цель нашей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.

Поэтому нам, педагогам, необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. Знакомить детей с историей развития и становления родного края.

2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.

4. Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.

5. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.

6. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

Я считаю, что ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.

Я уверена, что именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

А учитывая, что в последнее время у нас увеличился миграционный поток, учитывая то, что наш детский сад посещают дети с разной национальной культурой, вопрос патриотического воспитания весьма актуален.

В практической деятельности надо стремиться к тому, чтобы наши воспитанники не были "Иванами, не помнящими родства", не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.

Нравственно- патриотическое воспитание – формирует у ребенка следующие аспекты:

- нравственные чувства (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,

- нравственный облик (терпение, милосердие,

- нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний,

- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли).

Полагаю, что в своей работе педагогам необходимо отмечать даже самые маленькие проявления терпения и силы воли наших воспитанников. При этом надо учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Важно помнить, что до 4х лет формируется стержень, суть ребенка, его культурный код!

Воспитание необходимо начинать с рождения (и даже с зачатия). В большинстве семей, как я говорила выше, с детьми не то что не занимаются патриотическим воспитанием, вообще многим родителям не до воспитания как такового (в силу разных причин, в том числе в силу культурной необразованности самих родителей, поэтому основная нагрузка ложится на плечи воспитателей, особенно воспитателей младшей группы.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Прикосновение к истории своей семьи, как ячейки общества и хранительницы национальных традиций, вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, своей страны.

В нашем детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из направлений этой работы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Однако всегда стоит помнить, что привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Формы работы с семьей:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого, с любви к своей маме, отцу, к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - писал академик Д. Лихачёв.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку “путеводную нить“.

В своей работе педагоги должны стараться:

- широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы,

- передать своим воспитанникам любовь к родным местам, рассказывать о том, чем они знамениты, какова природа родного края, каким трудом заняты люди Дона.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему и чувство гордости.

Я небезосновательно считаю, что знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родные места, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.

А К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».

При планомерной, систематической работе по нравственно-патриотическому воспитанию у детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.

Подводя итог, считаю нужным сказать, что главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Ниже я привожу рекомендации педагогов (в частности, педагогический опыт Подбельцевой С. В., Краснодарский край, https://nsportal.ru) , актуальные и применимые в нашей работе.

На 1 этапе воспитателям необходимо:

- заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о родном селе, районе, области;

- выяснить уровень сформированности знаний и умений о нравственно- патриотическом воспитании у детей на начало учебного года.

Одновременно необходимо провести работу по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний об окружающим мире: родном селе, традициях народной культуры и выявлению запросов родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.

***Для выявления уровня знаний детей по нравственно-патриотическоу воспитанию рекомендуется проводить диагностику, например, в сентябре и мае (в старшей и подготовительной группе).

Оценку знаний можно осуществлять по таким критериям:

1. Знание сельской, (городской, районной, областной и государственной символики.

2. Знание своей родословной.

3. Знание достопримечательностей села (города).

4. Исторические факты жизни села (города).

5. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.

6. Народные праздники.

7. Знание русских народных сказок.

8. Русские национальные и казачьи костюмы.

9. Значение известных людей Дона.

На 2 этапе:

- Составление перспективного плана.

- Работа с родителями и педагогами.

- Закрепление знаний и умений в совместной деятельности с детьми (дидактические игры, чтение художественной литературы донских писателей, поэтов, просмотр презентаций, слушание песен Донского казачьего хора, экскурсии в библиотеку, краеведческий музей).

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми в праздниках, развлечениях, занятиях, викторинах.

Пособия, представленные в содержании предметно - развивающей среды динамичны и многофункциональны (подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок; дисков; а также костюмов; атрибутов для театрализации; иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам; образных игрушек-персонажей, кукол; предметов русского быта; деталей народной одежды; фотографий; специальных картинок; схем; таблиц; символов для моделирования; презентации и видеофильмы т. п.).

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы, игровые приемы.

Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей нужно знакомить

* с трудом людей (сравнивать, что делают сельскохозяйственные рабочие, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин и как пашут землю наши сельхоз. работники,

* с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей,

* с природой (сравниваем природу севера и юга нашей страны).

Непосредственно образовательная деятельность

игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ; тематических выставок (по временам года и др., выставок детского творчества;

викторины;

инсценирование и драматизация;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (быта и др., произведений искусства (народного, декоративно-прикладного и пр.);

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на темы народных произведений;

слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов

социально – личностное развитие: ситуативные беседы, дежурства, помощь взрослым;

познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;

художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальные и совместные игры,

работа в уголках книги, театра,

рассматривание книг, иллюстраций, репродукций и др.

Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей.

- Два раза в месяц по центральной теме этого периода планируется итоговая непосредственно образовательная деятельность детей по духовно-нравственному воспитанию в образовательной области «Познание».

- В итоговой непосредственно образовательной деятельности упор делается на развитие у детей познавательной и речевой активности, на формирование у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, на обобщение, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме этого периода.

- Во всех видах деятельности решаются задачи духовно-нравственного воспитания детей по центральной теме этого периода, включая этнокультурное развитие детей.

- Вокруг одной центральной темы ежедневно в течение дня в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей планируется работа по духовно-нравственному воспитанию, в которой особое внимание обратить:

на формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

на соблюдение исторической преемственности поколений, чтобы дети не лишались возможности брать пример с людей, живших в прошлом, знали, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

на традиции группы: коллекционирование, «Добрые дела», составление альбомов, коллажей, макетов по темам, традиция на прогулке «Общение с природой» и др.

(Например, ежедневная традиция на прогулке)

где соблюдается:

- восхищение природой,

- общение с растениями,

- «одушевление» растений, акцентирование внимания на их чувства, при помощи размышлений, что могли бы рассказать нам растения, если бы умели разговаривать (поделились бы своей радостью, горем, вызывая сочувствие, сострадание, желание помочь, а также поделились бы своей гордостью за ответственных, милосердных, трудолюбивых людей; рассказали бы нам о своем уважении к людям - труженикам).

где воспитывается ценностное отношение к труду, собственному и других людей и его результатам на благо Родины.

- Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.

___

В результате создается единая, цельная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей, родителей.

Ведь в итоге мы хотим, чтобы из нашего детского сада дети выходили имеющие достаточно сформированный запас знаний о родном крае, о его истории.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других.

Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И нам надо стремиться передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни. Ведь знакомясь с родным городом, селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Сегодня, как никогда, нужно формировать в детях чувство патриотизма, воспитывать чувство долга и любви к ближним.

Чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе, селе, о своей области, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.

В заключении я хочу перечислить следующие выводы:

1. Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, добра, истины, которые сливаются с познавательной активностью детей, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

3. Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятие об универсальных средствах жизнедеятельности.

Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

Я считаю, очень важно прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления нравственно-патриотического и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.

Публикации по теме:

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

Инновационный проект «Ознакомление дошкольников с родным поселком Ковернино как средство патриотического воспитания» Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края Воспитание и обучение дошкольников на основе краеведческого материала - устоявшаяся традиция всей системы дошкольного образования. В настоящее.

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания». Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания» Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности,.

Консультация для педагогов, родителей «Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении» СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном обществе.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.

Опыт работы. Ознакомление с природой родного края как один из способов патриотического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного роста, когда закладывается фундамент психического развития. Именно в этот.

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края в ДОО для воспитания нравственного аспекта личности ребенка Оглавление: Введение 2 Основная часть 4 Формы организации педагогического процесса 5 Организация развивающей предметно-пространственной.

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.

Консультация «Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников» Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания»
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 12:12
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мрыхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД