Анастасия Мрыхина
Консультация для педагогов «Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания.
Подготовила воспитатель подготовительной группы МБДОУ ДС №3 "Березка"
Мрыхина А. В.
В настоящее время Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, селе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Исследования говорят, что половина молодых родителей не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”
При этом одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является
гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Если обратиться к словарному определению
ПАТРИОТИЗМ
(от греч. – соотечественник, лат. patria – отечество) – это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам;
". одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств"
это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре.
В нынешнее время из-за глобальной смены приоритетов в обществе нравственные устои и традиции, заложенные веками нашими предками, подверглись разрушению. Именно сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости сохранения нашей самобытной традиционной донской культуры для будущего поколения.
С возвращением к нам национальной памяти все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, чем украшали свой быт, о чем мечтали. Кроме того давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Дети имеют маленький запас знаний о культуре, о творчестве, обрядах, обычаях, об особенностях языка донских казаков, быте населения донских станиц, предметах обихода (макитра, рубель, скрыня, саманная хата, и т. д.).
Цель нашей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.
Поэтому нам, педагогам, необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с историей развития и становления родного края.
2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
4. Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.
5. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.
6. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
Я считаю, что ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.
Я уверена, что именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
А учитывая, что в последнее время у нас увеличился миграционный поток, учитывая то, что наш детский сад посещают дети с разной национальной культурой, вопрос патриотического воспитания весьма актуален.
В практической деятельности надо стремиться к тому, чтобы наши воспитанники не были "Иванами, не помнящими родства", не утратили духовную связь с родным краем, и его культурой, судьбой, а могли найти свое место и осознать себя личностью в системе всего мировоззрения.
Нравственно- патриотическое воспитание – формирует у ребенка следующие аспекты:
- нравственные чувства (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,
- нравственный облик (терпение, милосердие,
- нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний,
- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли).
Полагаю, что в своей работе педагогам необходимо отмечать даже самые маленькие проявления терпения и силы воли наших воспитанников. При этом надо учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.
Важно помнить, что до 4х лет формируется стержень, суть ребенка, его культурный код!
Воспитание необходимо начинать с рождения (и даже с зачатия). В большинстве семей, как я говорила выше, с детьми не то что не занимаются патриотическим воспитанием, вообще многим родителям не до воспитания как такового (в силу разных причин, в том числе в силу культурной необразованности самих родителей, поэтому основная нагрузка ложится на плечи воспитателей, особенно воспитателей младшей группы.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
Прикосновение к истории своей семьи, как ячейки общества и хранительницы национальных традиций, вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Это вызывает у детей не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своей семьи, своего народа, своей страны.
В нашем детском саду сложилась своя система по патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из направлений этой работы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Однако всегда стоит помнить, что привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Формы работы с семьей:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
визиты домой;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого, с любви к своей маме, отцу, к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - писал академик Д. Лихачёв.
Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку “путеводную нить“.
В своей работе педагоги должны стараться:
- широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы,
- передать своим воспитанникам любовь к родным местам, рассказывать о том, чем они знамениты, какова природа родного края, каким трудом заняты люди Дона.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему и чувство гордости.
Я небезосновательно считаю, что знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родные места, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.
А К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».
При планомерной, систематической работе по нравственно-патриотическому воспитанию у детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.
Подводя итог, считаю нужным сказать, что главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Ниже я привожу рекомендации педагогов (в частности, педагогический опыт Подбельцевой С. В., Краснодарский край, https://nsportal.ru) , актуальные и применимые в нашей работе.
На 1 этапе воспитателям необходимо:
- заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о родном селе, районе, области;
- выяснить уровень сформированности знаний и умений о нравственно- патриотическом воспитании у детей на начало учебного года.
Одновременно необходимо провести работу по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний об окружающим мире: родном селе, традициях народной культуры и выявлению запросов родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.
***Для выявления уровня знаний детей по нравственно-патриотическоу воспитанию рекомендуется проводить диагностику, например, в сентябре и мае (в старшей и подготовительной группе).
Оценку знаний можно осуществлять по таким критериям:
1. Знание сельской, (городской, районной, областной и государственной символики.
2. Знание своей родословной.
3. Знание достопримечательностей села (города).
4. Исторические факты жизни села (города).
5. Знание и применение пословиц, поговорок, их нравственная оценка.
6. Народные праздники.
7. Знание русских народных сказок.
8. Русские национальные и казачьи костюмы.
9. Значение известных людей Дона.
На 2 этапе:
- Составление перспективного плана.
- Работа с родителями и педагогами.
- Закрепление знаний и умений в совместной деятельности с детьми (дидактические игры, чтение художественной литературы донских писателей, поэтов, просмотр презентаций, слушание песен Донского казачьего хора, экскурсии в библиотеку, краеведческий музей).
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми в праздниках, развлечениях, занятиях, викторинах.
Пособия, представленные в содержании предметно - развивающей среды динамичны и многофункциональны (подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг-раскладушек и раскрасок; дисков; а также костюмов; атрибутов для театрализации; иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам; образных игрушек-персонажей, кукол; предметов русского быта; деталей народной одежды; фотографий; специальных картинок; схем; таблиц; символов для моделирования; презентации и видеофильмы т. п.).
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы, игровые приемы.
Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей нужно знакомить
* с трудом людей (сравнивать, что делают сельскохозяйственные рабочие, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин и как пашут землю наши сельхоз. работники,
* с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей,
* с природой (сравниваем природу севера и юга нашей страны).
Непосредственно образовательная деятельность
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ; тематических выставок (по временам года и др., выставок детского творчества;
викторины;
инсценирование и драматизация;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (быта и др., произведений искусства (народного, декоративно-прикладного и пр.);
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на темы народных произведений;
слушание и обсуждение народной, классической музыки;
Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные представления, конкурсы, экскурсии.
Образовательная деятельность
при проведении режимных моментов
социально – личностное развитие: ситуативные беседы, дежурства, помощь взрослым;
познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;
художественно-эстетическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей
Индивидуальные и совместные игры,
работа в уголках книги, театра,
рассматривание книг, иллюстраций, репродукций и др.
Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей.
- Два раза в месяц по центральной теме этого периода планируется итоговая непосредственно образовательная деятельность детей по духовно-нравственному воспитанию в образовательной области «Познание».
- В итоговой непосредственно образовательной деятельности упор делается на развитие у детей познавательной и речевой активности, на формирование у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, на обобщение, закрепление представлений, умений и навыков по запланированной теме этого периода.
- Во всех видах деятельности решаются задачи духовно-нравственного воспитания детей по центральной теме этого периода, включая этнокультурное развитие детей.
- Вокруг одной центральной темы ежедневно в течение дня в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей планируется работа по духовно-нравственному воспитанию, в которой особое внимание обратить:
на формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
на соблюдение исторической преемственности поколений, чтобы дети не лишались возможности брать пример с людей, живших в прошлом, знали, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
на традиции группы: коллекционирование, «Добрые дела», составление альбомов, коллажей, макетов по темам, традиция на прогулке «Общение с природой» и др.
(Например, ежедневная традиция на прогулке)
где соблюдается:
- восхищение природой,
- общение с растениями,
- «одушевление» растений, акцентирование внимания на их чувства, при помощи размышлений, что могли бы рассказать нам растения, если бы умели разговаривать (поделились бы своей радостью, горем, вызывая сочувствие, сострадание, желание помочь, а также поделились бы своей гордостью за ответственных, милосердных, трудолюбивых людей; рассказали бы нам о своем уважении к людям - труженикам).
где воспитывается ценностное отношение к труду, собственному и других людей и его результатам на благо Родины.
- Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.
___
В результате создается единая, цельная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей, родителей.
Ведь в итоге мы хотим, чтобы из нашего детского сада дети выходили имеющие достаточно сформированный запас знаний о родном крае, о его истории.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других.
Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И нам надо стремиться передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни. Ведь знакомясь с родным городом, селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Сегодня, как никогда, нужно формировать в детях чувство патриотизма, воспитывать чувство долга и любви к ближним.
Чем больше дети будут узнавать интересного о родном городе, селе, о своей области, тем глубже и сильнее они проникнутся любовью к своей малой Родине и ко всей Отчизне.
В заключении я хочу перечислить следующие выводы:
1. Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: любви, дружбы, добра, истины, которые сливаются с познавательной активностью детей, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
2. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.
3. Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятие об универсальных средствах жизнедеятельности.
Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
Я считаю, очень важно прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Для России нет другого пути выхода из кризиса в нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления нравственно-патриотического и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.