Елена Чаус
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы и ее актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. И любовь к большому надо прививать с малого: любви к семье, родному городу, краю, Родине.
Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте закладываются базисные основы личности. Родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства. Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, что все хорошее начинается с родного дома.
К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе. Заинтересовав детей среднего возраста историей, культурой, буднями родного города через разные виды деятельности, педагог добьется повышения интереса к родному городу, к окружающей природе, активизируется познавательная активность детей, расширится информационная культура и детей, и родителей. У детей сформируется чувство гордости за свой город, за своих родителей, появится представление о значимости труда родителей. Дети будут испытывать гордость и уважение к труду взрослых, желание заботиться о родном городе.
Цель проекта : формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Задачи проекта :
• формировать представление о России как о родной стране;
• дать элементарные представления о государственной символике;
• расширить знания детей о родном городе;
• воспитывать любовь и чувство привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу, умение видеть прекрасное и гордиться им;
• формировать бережное отношение к природе, желание сохранять чистоту и порядок в родном городе;
• воспитывать уважение труду взрослых, желание помочь;
• побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для родного дома, детского сада, города;
• активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
• развивать коммуникативные навыки детей;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• повысить педагогическую культуру родителей;
• развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом.
Сроки реализации: декабрь 2014г. - март 2015г.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Участники проекта : дети (4-5 лет, воспитатели, родители.
Автор и руководитель проекта : воспитатель – Чаус Е. В.
Планируемые результаты:
В ходе проведения проекта :
• у детей формируются представления о России как о родной стране, о государственной символике;
• проявляются любовь, забота, чувство привязанности к дому, улице, родному городу, стране;
• формируется уважение к труду взрослых и желание помочь им в благоустройстве города;
• развивается речь, активизируется словарь детей;
• реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности;
• формируются творческие детско-родительские отношения;
• повышается педагогическая культура родителей;
• устанавливаются доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом».
• Подбор иллюстративного материала по теме «Родной город».
• Чтение рассказов: Б. Житкова «Светофор», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; стихотворений: З. Александровой «Родина», П. Воронько «Зеленый город», М. Пляцковского «На параде», А. Дуйсенбиева «На веселой улице», Б. Заходера «Строители», Г. Виеру «Новый дом», В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?», С. Маршака «Почта».
• Беседы по картинкам, тематические беседы «Мой город», «Мой адрес», «Мой дом», «Наша страна», «Почта», «Магазин», «Поликлиника», «О жителях города и их труде», «Наш любимый детский сад», «О работе сотрудников детского сада».
• Дидактические игры: «Что изменилось?», «Построим дом», «Разрезные картинки», «Где твой дом», «Кто где живет?», «Где мы были, мы не скажем, фотографии покажем», «Кому что нужно для работы».
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Магазин», «День рождения», «Больница», «Почта».
• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
Декабрь:
- беседы о необходимости знать свой адрес, о празднике – Дне рождения города, семейном отдыхе, прогулках по городу вместе с родителями (что запомнилось);
- дидактические игры: «Разрезные картинки», «Построим дом», «Что изменилось», «Кто где живет?», «Радиоэфир»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «В гости к другу»;
- фотовыставка «Мое любимое место в городе»;
- открытый показ занятия «День рождения города».
Январь:
- беседы о родной улице, домашнем адресе, о почте, магазине, поликлинике;
- дидактические игры: «Кто где живет», «Где твой дом?»;
- игры с конструктором: «Моя улица», «Улицы нашего города»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Поликлиника», «Почта»;
- детско-родительское творчество – рисунки «Моя улица»;
- занятие «Моя улица».
Февраль:
- беседы: «Труд взрослых в родном городе», «Профессии родителей», «О работе сотрудников детского сада», «Как сделать родной город красивым»;
- разгадывание загадок о профессиях;
- дидактические игры «Кому что нужно для работы», «На суше, в воздухе, в воде», «В магазин за покупками», «Отвечай быстро»;
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Моряки», «Летчики», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Поликлиника», «Почта»;
- занятие «Все профессии важны, все профессии нужны»;
- открытый показ занятия «Мой родной город – Электросталь».
Март:
- беседы: «Как я помогаю дома», «Я и моя семья», «Моя улица», «Мой город – Электросталь», «Чтобы город был чистым», «Что такое Родина», «Моя малая Родина»;
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
- дидактические игры: «Назови правильно» (улицы города, «Закончи предложение», «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»;
- игры с конструктором «Дом для моей семьи»;
- занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия».
Работа с родителями:
• Рекомендовать родителям:
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы;
- побеседовать с детьми на темы: «Что такое семья», «Город, в котором мы живем», «Как сделать город чистым и красивым», «Моя профессия», «Почему я люблю свою страну»;
- стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. д. ;
- принести фотографии ребенка на улицах города, детской площадке, возле дома;
• Предложить принять участие в создании альбома детско-родительских рисунков «Моя улица» и проведении фотовыставки «Мое любимое место в городе»;
• Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
3. Заключительный этап
• Фотовыставка «Мое любимое место в городе»
• Альбом детско-родительских рисунков «Моя улица»
• Открытый показ занятия «День рождения города»
• Открытый показ занятия «Мой родной город – Электросталь»
• Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Результаты работы. Выводы:
• У детей сформированы представления о России как о родной стране, о государственной символике.
• Расширились и обогатились представления детей о родном городе.
• Дети проявляют любовь и уважение к членам семьи, заботу о родных людях, городе, гордятся ими.
• Сформировано уважение к труду взрослых и желание помочь им в благоустройстве города.
• Сформировано бережное отношение к природе, желание сохранять чистоту и порядок в родном городе.
• Развиваются познавательно-речевые способности и коммуникативные навыки детей.
• Реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности.
• Сформированы и гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
• Повысилась педагогическая культура родителей.
• Установились доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.