Бадырзянова Ульяна
Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
Ознакомление дошкольников с городом – основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Разработала: Бадырзянова У. С.
ЯНАУЛ
Название проекта : «Ознакомление с родным городом - основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы
Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Дети должны знать и узнавать свой край, беречь и уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки многих людей. Помнить, что без прошлого не может быть настоящего и будущего.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
-дети посещали краеведческий музей;
-участвовали в театрализованной деятельности;
-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом;
-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе;
-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали);
- совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.
Цель проекта :
- осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный
Ожидаемые результаты:
-активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры малой Родины;
-сформированная социально — личностная основа взаимодействия педагогов, родителей, детей.
Продукт проекта :
-уголок краеведения в группе;
-стенд «Наш город — это мы»,
-оформление альбомов «Моя семья»,
-создание герба семьи, родословного древа семьи.
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Кто работает на предприятиях», «Улицы города», «Что где находится» (схемы, карты).
Сюжетно - ролевые игры:
- «Семья» - «На стройках города» - «Транспорт» - «Мы Дмитровчане».
Познавательное развитие
Разработка экскурсионно - туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:
- «Красота нашего города»
- «Янаул спортивный»
- «Наш город для детей»
Целевые прогулки:
- к земляному валу (основание города);
- по близлежащим улицам ;
- в парк
Экскурсии:
- в краеведческий музей города;
- в ЦДК на детское представление;
- в Центральную библиотеку;
- ржд вокзал.
Занятия:
- «Возникновение Янаула. Его история»;
-«Символы Янаула- герб, флаг и гимн»;
-«Народные праздники и обряды на Янаульской земле»;
-«Символы Янаул- герб, флаг и гимн»;
- «Янаул в годы ВОВ»;
- «Исторические места города»;
-«Памятники родного города»;
-«Природа родного края»;
- «Наш город-это мы»;
-«Где работают мои родители»;
- «Моё имя, его значение»;
- «О чём рассказали старые фотографии»;
- «Семья».
Поисково-собирательная работа:
- знакомство с историей города на основе фотоматериалов ;
- сбор личных вещей, книг, фотографий, предметов старины как рядовых граждан, так и известных людей, участников воин;
-викторина «Знатоки родного города» ;
-праздник «День города».
Изобразительная деятельность
Изготовление макетов
«Наша улица», «Наш детский сад»
Рисование
«Салют в честь дня Города», «Что мы видели в музее?», «Транспорт города», «Парк Янаула», «Красивее края не найти», «Русский костюм»
Развитие речи
Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Янаула», «История Янаула»
Беседы с детьми:
- «Я люблю свою маму» - «Моя бабушка самая хорошая» - «Дружно мы семьей живем» - «Янаул – частичка России»- «Моя малая Родина».
Работа с пособиями по ознакомлению детей с железнодорожным и воздушным транспортом (профессии, техническое оснащение, история).
Ознакомление с художественной литературой
Знакомство с творчеством Р. Гареева,А. М. Маликова.
Музыка
Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» ;
«Пришла Масленица широкая» ;
«Мы играем» - оркестр народных инструментов.
Формы и методы работы с родителями
Проведение консультации «Маленькая страна — это моя семья»;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
Изготовление семейных альбомов
Выставка — конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения материалами.
Заключительный.
Представление своего уголка краеведения в форме, выбранной педагогом.
Оформление выставки «Янаул — это Мы».
Картотека пословиц и поговорок о семье.
Диагностика элементарных представлений по теме у детей.
Анкетирование родителей по теме.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме;
- активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;
- проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности;
- нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;
- развитие связной речи, обогащение словаря (ребенок проводит экскурсии в уголке краеведения в группе).
Воспитатели :
- разработка конспектов занятий;
- практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ;
- Участие в конкурсах, выставках ;
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- уголок по краеведению в группе.
Приложения.
Беседа о родном крае «Мой Янаул»
Программное содержание:
Развивать познавательную активность, умение выполнять поставленные
задачи.
Продолжать формировать представление о современной символике Республики Башкортостан, отражении в ней традиций башкирского народа.
Уточнить и расширить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, традициях.
Воспитывать патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и
культуре Башкортостана.
Активизация словаря: Глобус, столица, символика, курай,
достопримечательность, исторические фотографии, кроссворд.
Литературный ряд: Стихотворение «Наша Родина» М. Кондрыкина, башкирские пословицы, поговорки о курае.
Зрительный ряд:глобус, карта России, карта Башкортостана, флаг Башкортостана, герб Янаула.
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Янаул»
Методические приемы:
1. Чтение стихотворения «Наша Родина»
2. Работа картой России, Башкортостана.
3. Игра «Найди флаг своей республики».
5. П/и «Юрта»
6. Игра «Собери герб родного города»
9. Игра «Кто что делает».
В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем. Встаньте в круг.
Я буду передавать вам свою дружбу, и она пойдет от меня к Амине, от Амины к Матвею. Передавайте друг другу дружбу и, наконец, она снова
возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, потому что каждый из вас добавил частичку своего хорошего настроения. Пусть же оно не покидает вас весь день.
В: Ребята, посмотрите, что стоит на столе, (большая коробка)
Хотите узнать, что там внутри? Предлагаю вам поиграть в игру «Да-нет».
Дети задают вопросы, воспитатель отвечает только да или нет. (Глобус)
В: Давайте рассмотрим его.
Д: -Что вы видите на глобусе? (материки, страны, моря, океаны и т. д.)
В: Верно. Наша планета поделена людьми на страны, их очень много. Одну страну от другой отделяют границы. Посмотрите (обвести границу
нескольких стран, в том числе России)
В: -Кто может показать нашу страну?
-Как она называется? Наша страна одна из самых больших по площади.
В: А какая она вам расскажут наши дети.
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней
И то, едва домчится.
В: -У каждой страны есть свой главный город, в котором работает его
правительство.
В: -Скажите, как называется этот город? (Столица)
В: -Как называется столица нашей Родины?
В: -Посмотрите, вот она на карте. (Попросить нескольких детей показать
столицу России).
В: -Ребята, а в какой республике мы живем?
Д:
В: -Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей
большой России.
В: -Вспомните,как называется столица нашей республики?
-Покажите ее на карте.
Д; :(Несколько детей показывают Уфу на карте Башкортостана).
В: Ребята, у каждой страны на нашей планете есть свои символы – герб, флаг, гимн. Сегодня мы поговорим о флаге нашей республики, гербе нашего города, его достопримечательностях.
В: Посмотрите – это флаг РБ- прямоугольное полотнище из горизонтальных
полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая
эмблема – круг- внутри которого находится цветок курая.
– Что означают цвета на флаге Башкортостана?
-Синий означает небо- ясность, чистоту помыслов народов республики.
Д:несколько детей повторяют
-Белый – воздух, миролюбие, открытость.
Д:несколько детей повторяют
-Зеленый- землю, свободу, мудрость, вечную жизнь.
Д:несколько детей повторяют
-Цветок курая – символ дружбы народов РБ
Флаг поднимается на зданиях городов, транспорте, во время соревнований,
праздников.
В:-А сейчас поиграем в игру «Найди флаг своей республики».
-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге
РБ?
Д:ответы детей
В: Курай -это национальный инструмент башкир. Народы Башкирии с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость.
В:Давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта».
Пока будет звучать башкирская национальная. мелодия вы будете бегать, танцевать, а как только она перестанет звучать вам нужно быстро построить юрту. (2 раза)
В:Дом башкир это юрта. А наш с вами родной дом -это наш родной город.
В:-Давайте вспомним как он называется и найдем его на карте нашей
республики.
Д:Янаул
В:-Наш город как и любой другой город в нашей стране имеет свой герб.
Давайте рассмотрим его.
В:А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб родного города»
(разрезные картинки на 6-8-10 частей).
Дети собирают герб
В: А теперь посмотрим на наш современный город и попробуем узнать его районы и улицы на фотографиях.
Наш город красивый, богатый своими традициями и людьми.
Люди, которые живут в нашем городе, работают на заводе, в больницах,
магазинах.
-Вспомните и скажите, где работают ваши родители.
Дети рассказывают про профессии своих родителей
В:Ребята,представьте себе, что вам пришло письмо от детей из другой страны. Какой бы адрес они написали на конверте?
В: Страна?
Д:- Россия
В: Республика?
Д:- Башкортостан
В:Город?
Д:- Янаул
В: Д/сад?
Д:- Чебурашка
В: а наша группа как называется?
Д:Группа- Радуга
-Воспитатель предлагает послушать песню о родном городе Янаул.
Благодарит за участие в занятии.
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : УЦ «Перспектива», 2008.
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М. : АРКТИ, 2010.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2008-2010.
4. Гризик Т. Н. Познаю мир : Метод. рек. – М. : Просвещение, 2016.
5. Козлова С. А. Я – человек. Парциальная программа по приобщению ребенка к социально му миру. М. 2006.
6. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М. : ЦГЛ, 2005.
7. Новицкая М. Ю., Соловьева Е. В. Парциальная программа патриотического воспитания «Наследие». М. : Линка-Пресс, 2006.
8. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой., М. А. Васильевой. - М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.
9. Ривина Е. К. Государственные символы России. Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2009.
10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010
11. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - М. : АРКТИ, 2013.
12 Салихова Г., Ганеева Т. О малой Родине с большой любовью. САРМАТ, 2015.