Лучший педагог года

Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Бадырзянова Ульяна
Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект.

Ознакомление дошкольников с городом – основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Разработала: Бадырзянова У. С.

ЯНАУЛ

Название проекта : «Ознакомление с родным городом - основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Дети должны знать и узнавать свой край, беречь и уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки многих людей. Помнить, что без прошлого не может быть настоящего и будущего.

Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

-дети посещали краеведческий музей;

-участвовали в театрализованной деятельности;

-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом;

-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе;

-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали);

- совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.

Цель проекта :

- осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта :

- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

Ожидаемые результаты:

-активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры малой Родины;

-сформированная социально — личностная основа взаимодействия педагогов, родителей, детей.

Продукт проекта :

-уголок краеведения в группе;

-стенд «Наш город — это мы»,

-оформление альбомов «Моя семья»,

-создание герба семьи, родословного древа семьи.

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Кто работает на предприятиях», «Улицы города», «Что где находится» (схемы, карты).

Сюжетно - ролевые игры:

- «Семья» - «На стройках города» - «Транспорт» - «Мы Дмитровчане».

Познавательное развитие

Разработка экскурсионно - туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:

- «Красота нашего города»

- «Янаул спортивный»

- «Наш город для детей»

Целевые прогулки:

- к земляному валу (основание города);

- по близлежащим улицам ;

- в парк

Экскурсии:

- в краеведческий музей города;

- в ЦДК на детское представление;

- в Центральную библиотеку;

- ржд вокзал.

Занятия:

- «Возникновение Янаула. Его история»;

-«Символы Янаула- герб, флаг и гимн»;

-«Народные праздники и обряды на Янаульской земле»;

-«Символы Янаул- герб, флаг и гимн»;

- «Янаул в годы ВОВ»;

- «Исторические места города»;

-«Памятники родного города»;

-«Природа родного края»;

- «Наш город-это мы»;

-«Где работают мои родители»;

- «Моё имя, его значение»;

- «О чём рассказали старые фотографии»;

- «Семья».

Поисково-собирательная работа:

- знакомство с историей города на основе фотоматериалов ;

- сбор личных вещей, книг, фотографий, предметов старины как рядовых граждан, так и известных людей, участников воин;

-викторина «Знатоки родного города» ;

-праздник «День города».

Изобразительная деятельность

Изготовление макетов

«Наша улица», «Наш детский сад»

Рисование

«Салют в честь дня Города», «Что мы видели в музее?», «Транспорт города», «Парк Янаула», «Красивее края не найти», «Русский костюм»

Развитие речи

Составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Янаула», «История Янаула»

Беседы с детьми:

- «Я люблю свою маму» - «Моя бабушка самая хорошая» - «Дружно мы семьей живем» - «Янаул – частичка России»- «Моя малая Родина».

Работа с пособиями по ознакомлению детей с железнодорожным и воздушным транспортом (профессии, техническое оснащение, история).

Ознакомление с художественной литературой

Знакомство с творчеством Р. Гареева,А. М. Маликова.

Музыка

Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек» ;

«Пришла Масленица широкая» ;

«Мы играем» - оркестр народных инструментов.

Формы и методы работы с родителями

Проведение консультации «Маленькая страна — это моя семья»;

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

Изготовление семейных альбомов

Выставка — конкурс «Семейные умельцы» (поделки)

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения материалами.

Заключительный.

Представление своего уголка краеведения в форме, выбранной педагогом.

Оформление выставки «Янаул — это Мы».

Картотека пословиц и поговорок о семье.

Диагностика элементарных представлений по теме у детей.

Анкетирование родителей по теме.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме;

- активное участие и интерес детей в различных видах деятельности;

- проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности;

- нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края;

- развитие связной речи, обогащение словаря (ребенок проводит экскурсии в уголке краеведения в группе).

Воспитатели :

- разработка конспектов занятий;

- практический материал по всем видам детской деятельности.

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ;

- Участие в конкурсах, выставках ;

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- уголок по краеведению в группе.

Приложения.

Беседа о родном крае «Мой Янаул»

Программное содержание:

Развивать познавательную активность, умение выполнять поставленные

задачи.

Продолжать формировать представление о современной символике Республики Башкортостан, отражении в ней традиций башкирского народа.

Уточнить и расширить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, традициях.

Воспитывать патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и

культуре Башкортостана.

Активизация словаря: Глобус, столица, символика, курай,

достопримечательность, исторические фотографии, кроссворд.

Литературный ряд: Стихотворение «Наша Родина» М. Кондрыкина, башкирские пословицы, поговорки о курае.

Зрительный ряд:глобус, карта России, карта Башкортостана, флаг Башкортостана, герб Янаула.

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Янаул»

Методические приемы:

1. Чтение стихотворения «Наша Родина»

2. Работа картой России, Башкортостана.

3. Игра «Найди флаг своей республики».

5. П/и «Юрта»

6. Игра «Собери герб родного города»

9. Игра «Кто что делает».

В: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем. Встаньте в круг.

Я буду передавать вам свою дружбу, и она пойдет от меня к Амине, от Амины к Матвею. Передавайте друг другу дружбу и, наконец, она снова

возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, потому что каждый из вас добавил частичку своего хорошего настроения. Пусть же оно не покидает вас весь день.

В: Ребята, посмотрите, что стоит на столе, (большая коробка)

Хотите узнать, что там внутри? Предлагаю вам поиграть в игру «Да-нет».

Дети задают вопросы, воспитатель отвечает только да или нет. (Глобус)

В: Давайте рассмотрим его.

Д: -Что вы видите на глобусе? (материки, страны, моря, океаны и т. д.)

В: Верно. Наша планета поделена людьми на страны, их очень много. Одну страну от другой отделяют границы. Посмотрите (обвести границу

нескольких стран, в том числе России)

В: -Кто может показать нашу страну?

-Как она называется? Наша страна одна из самых больших по площади.

В: А какая она вам расскажут наши дети.

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса и степь и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то, едва домчится.

В: -У каждой страны есть свой главный город, в котором работает его

правительство.

В: -Скажите, как называется этот город? (Столица)

В: -Как называется столица нашей Родины?

В: -Посмотрите, вот она на карте. (Попросить нескольких детей показать

столицу России).

В: -Ребята, а в какой республике мы живем?

Д:

В: -Посмотрите на нашу республику. Она находится почти в центре нашей

большой России.

В: -Вспомните,как называется столица нашей республики?

-Покажите ее на карте.

Д; :(Несколько детей показывают Уфу на карте Башкортостана).

В: Ребята, у каждой страны на нашей планете есть свои символы – герб, флаг, гимн. Сегодня мы поговорим о флаге нашей республики, гербе нашего города, его достопримечательностях.

В: Посмотрите – это флаг РБ- прямоугольное полотнище из горизонтальных

полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотая

эмблема – круг- внутри которого находится цветок курая.

– Что означают цвета на флаге Башкортостана?

-Синий означает небо- ясность, чистоту помыслов народов республики.

Д:несколько детей повторяют

-Белый – воздух, миролюбие, открытость.

Д:несколько детей повторяют

-Зеленый- землю, свободу, мудрость, вечную жизнь.

Д:несколько детей повторяют

-Цветок курая – символ дружбы народов РБ

Флаг поднимается на зданиях городов, транспорте, во время соревнований,

праздников.

В:-А сейчас поиграем в игру «Найди флаг своей республики».

-Ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге

РБ?

Д:ответы детей

В: Курай -это национальный инструмент башкир. Народы Башкирии с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость.

В:Давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта».

Пока будет звучать башкирская национальная. мелодия вы будете бегать, танцевать, а как только она перестанет звучать вам нужно быстро построить юрту. (2 раза)

В:Дом башкир это юрта. А наш с вами родной дом -это наш родной город.

В:-Давайте вспомним как он называется и найдем его на карте нашей

республики.

Д:Янаул

В:-Наш город как и любой другой город в нашей стране имеет свой герб.

Давайте рассмотрим его.

В:А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб родного города»

(разрезные картинки на 6-8-10 частей).

Дети собирают герб

В: А теперь посмотрим на наш современный город и попробуем узнать его районы и улицы на фотографиях.

Наш город красивый, богатый своими традициями и людьми.

Люди, которые живут в нашем городе, работают на заводе, в больницах,

магазинах.

-Вспомните и скажите, где работают ваши родители.

Дети рассказывают про профессии своих родителей

В:Ребята,представьте себе, что вам пришло письмо от детей из другой страны. Какой бы адрес они написали на конверте?

В: Страна?

Д:- Россия

В: Республика?

Д:- Башкортостан

В:Город?

Д:- Янаул

В: Д/сад?

Д:- Чебурашка

В: а наша группа как называется?

Д:Группа- Радуга

-Воспитатель предлагает послушать песню о родном городе Янаул.

Благодарит за участие в занятии.

Список используемой литературы

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : УЦ «Перспектива», 2008.

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М. : АРКТИ, 2010.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика- Синтез, 2008-2010.

4. Гризик Т. Н. Познаю мир : Метод. рек. – М. : Просвещение, 2016.

5. Козлова С. А. Я – человек. Парциальная программа по приобщению ребенка к социально му миру. М. 2006.

6. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М. : ЦГЛ, 2005.

7. Новицкая М. Ю., Соловьева Е. В. Парциальная программа патриотического воспитания «Наследие». М. : Линка-Пресс, 2006.

8. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой., М. А. Васильевой. - М. МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011.

9. Ривина Е. К. Государственные символы России. Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2009.

10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010

11. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - М. : АРКТИ, 2013.

12 Салихова Г., Ганеева Т. О малой Родине с большой любовью. САРМАТ, 2015.

Публикации по теме:

Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением.

Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного.

«Современные подходы к пониманию сущности, цели, задач и особенностей патриотического воспитания детей старшего д возраста» Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода В силу последних перемен всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Стремясь заработать на хлеб.

Изучение и сохранение русских традиций — основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Изучение и сохранение русских традиций – основа нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Колосовская.

Изучение истории родного города — основа патриотического воспитания Изучение истории города - основа патриотического воспитания «Бои отгремели под Старым Осколом Ещё в сорок третьем году, Но в памяти нашей.

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаМузейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мини – музей хлеба «От зёрнышка к хлебушку» Актуальность: Мини- музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом посредством регионального компонента» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного.

Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью о патриотическом воспитании детей с древних времен, советского периода,постсоветского.

Саморазвитие «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Мини музей как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 13:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ознакомление дошкольников с городом — основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Бадырзянова Ульяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД