НИНА ОСЬКИНА
Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с культурным наследием родного края имеет огромное значение для становления патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, воспитатели должны используют разные формы и методы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Ознакомление с культурой мордовского народа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Методы патриотического воспитания включают все стороны и этапы воспитания : это экскурсии по историческим местам; игры-путешествия; создание мини-музеев национальной культуры народов, населяющих полуостров; выставки детских рисунков; взаимодействие с родителями (круглый стол, походы и экскурсии).
Основными методами патриотического воспитания дошкольников являются :
1. Наблюдения (позволяют ребенку видеть жизнь людей в разные времена года, изменения, которые происходят в облике города (села, района, улиц);
2. Рассказ и объяснения воспитателя совместно с показом объектов непосредственного наблюдения детей;
3. Беседы с детьми о культуре мордовского народа, людях, которые прославили наш край;
4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений местных писателей и поэтов;
5. Знакомство детей с декоративной росписью народов;
6. Личный пример воспитателя, который любит свою работу, свою улицу, свой город (село) и принимает активное участие в его жизни.
При выборе методов патриотического воспитания необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Детям дошкольного возраста все необходимо доказывать и наглядно показывать. Эту ступень развития можно назвать ступенью категорического требования [1, с. 175].
Становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог, который способствует развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а также положительных черт личности. Старший дошкольный возраст является самым благоприятным временем для формирования этих качеств. Ребенок доверчив, любознателен, внушаем, все это создает благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Изучением вопросов воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, философы, психологи, начиная с древнейших времен.
Проблему патриотического воспитания разрабатывали А. А. Анциферова, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Р. И. Жуковская, В. В. Канащенкова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие. Согласно исследованиям психологов (А. Г. Ковалевым, А. А. Люблинской, Т. А. Репиной, П. М. Якобсоном и др.) формирование высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, происходит на основе постоянно повторяющихся положительных эмоций. Как отмечает ряд исследователей (Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, З. Г. Нечаева, процесс формирования патриотизма не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к отечеству, его истории, традициям и культуре.
Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть самопроизвольно. Развитие нравственных чувств напрямую связано с условиями, в которых находится ребенок, а также с методами и средствами воспитания.
При целенаправленном воспитательном воздействии чувства детей разнообразнее, глубже и богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Благодаря возросшим интеллектуальным и познавательным способностям, дети старшего дошкольного возраста способны проявлять устойчивый интерес к Родине. С помощью воспитателя у детей может быть сформирована начальная система знаний об окружающем мире. Стоит учитывать, что все нравственные качества, в том числе и патриотизм, не могут быть сформированы окончательно, в связи с возрастными особенностями детей.
Период дошкольного детства — период зарождения нравственных ценностей. Наиболее обширные исследования проблемы патриотического воспитания дошкольников принадлежат С. А. Козловой.
В своих исследованиях С. А. Козлова выделила взаимосвязь между уровнем развития патриотизма и обстановкой, окружающей ребенка. Одним из основных средств воспитания патриотизма она видела искусство. «Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания». Однако знакомство с художественными произведениями не единственное средство развития патриотизма. Помимо художественных, музыкальных и литературных произведений, дающих представление о жизни страны и общества, воспитание патриотизма должно находить продолжение в других видах детской деятельности.
Личность воспитателя так же играет не последнюю роль в воспитании любви к Родине. Ребенок не может самостоятельно познавать социальную действительность со всеми ее нормами, принципами, традициями и устоями, поэтому ему нужен взрослый, который будет играть роль посредника между ним и окружающим миром. Он учит ребенка понимать окружающую действительность, помогает сформировать определенное отношение к ней, в доступной форме объясняет правила поведения и моральные нормы. При этом взрослый сам выступает в качестве объекта познания, а также в качестве носителя тех моральных ценностей, которые старается привить ребенку. Иными словами, взрослый сам выступает в качестве образца, эталона поведения. Чем выше уровень нравственных качеств у воспитателя, тем выше вероятность достижения успеха в воспитании.
С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем, о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности. «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму?». Базой для формирования патриотизма, по мнению С. А. Козловой, должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной. Существенный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внесла Р. И. Жуковская. Она возглавила работу лаборатории при НИИ дошкольного воспитания. Проводя множество исследований, она выявила алгоритм формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Начинать формировать представления о Родине необходимо с уже знакомых детям явлений окружающей действительности. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о «далеком». В. В. Канащенкова занималась исследованиями роли регионального компонента в формировании у детей дошкольного возраста.
Выстраивая педагогический процесс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой мордовского народа необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип историзма. Ввиду того, что у детей дошкольного возраста не полностью сформировано историческое сознание, события следует описывать в хронологическом порядке, но сводить все к двум историческим понятиям: прошлое (когда-то давно) и настоящее (наши дни).
Принцип гуманизма. Предполагает умение педагога учитывать эмоции и чувства ребенка, его точку зрения и воспринимать его как полноправного партнера. Принцип дифференциации. Требует создания оптимальных условий для самореализации ребенка в процессе овладения знаниями о родном городе с учетом возрастных возможностей, а также индивидуальных особенностей познавательной сферы ребенка.
Принцип интегративности. Состоит в сочетании всех видов детской деятельности при ознакомлении с краеведческим материалом (достопримечательности родного города, его история, знаменитые люди, жившие в нашем городе, природные особенности). Реализация принципа осуществляется в сотрудничестве с библиотеками, музеями, выставочными комплексами, театрами.
В работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой мордовского народа необходимо учитывать следующие моменты:
— материал должен отбираться с постепенным переходом от более простого, близкого, личностно значимого и понятного для ребенка к более сложным фактам;
— приобщение детей к городским праздникам (День города, масленица, день защиты детей и т. д.) способствует созданию эмоционально положительного отношения к истории и традициям родного города;
— создание в группе развивающей среды, которая способствовала бы повышению уровня знаний о родном городе у детей (выставки, подборки фотографий города и его достопримечательностей, картин местных художников, буклеты и художественная литература и т. д.);
— отбор таких методов ознакомления детей с родным городом, которые способствовали бы повышению познавательной и эмоциональной активности детей;
— осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.);
— организовать работу с родителями. Родитель — самый первый и самый важный человек в жизни ребенка, любовь родителей к родному городу, их знания о нем должны передаваться детям;
— ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Основной формой работы по ознакомлению детей с культурой мордовского народа являются тематические занятия, это могут быть, например: экскурсии, дидактические игры с краеведческим содержанием, народные игры, экспериментирование. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание необходимо уделять приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Материал, предоставленный во всех образовательных областях может использоваться в кружковой работе по краеведению, обучению детей мордовскому языку. Рассмотрим введение регионального аспекта в некоторых образовательных областях.
Перечень праздников и развлечений: Праздник урожая, Фольклорный праздник, Праздник «Озимозкс» («Моление о посеве озимых») в честь богинь земли — Модавы, поля — Паксявы, плодородия —Норовавы, богине села —Веляве и другим покровителям. Продолжение знакомства с мордовской куклой «Алдоня»; познакомить с частями национальной одежды мокшан и зрзян. Это: панар— рубаха (мокш., каркс — пояс (мокш. ,сюлгам — нагрудное украшение (мокш.).Особое внимание педагоги должны уделять знакомству с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи (Нефедова, учить детей эмоционально откликаться на созданные скульптором художественные образы. Воспитывать у детей интерес к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии. Показать технику изготовления свистульки, передавая характерные особенности мордовской игрушки.
Шестилетний возраст — это тот возраст, когда возможно естественное, полноценное и глубокое освоение народной музыкальной культуры. Большую роль играет инсценирование песен, выработка умений передавать игровые образы, драматизация хороводных и игровых песен. Игра на детских музыкальных инструментах. Детям предлагаются для освоения простейшие детские музыкальные национальные инструменты: кальдермакуцюфт, кальхциямат, лопа, шпулька.
Работа по ознакомлению детей с культурой мордовского народа будет эффективной только в том случае, если педагогический процесс будет целостным на всех уровнях.
— административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;
— организационно-методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и т. д.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;
— воспитательно-образовательном.
Непосредственно образовательная деятельность, по ознакомлению с окружающим, у старших дошкольников проводится два раза в месяц. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляют в различных формах работы вне занятия, в течение всего дня в режимных моментах. В течение всего года воспитатель возвращается несколько раз к тому, что дети узнали ранее. Непосредственная образовательная деятельность проводиться обязательно с использованием наглядного материала (иллюстрации, видео презентации, фильмы, аудиозаписи).
При ознакомлении старших дошкольников с культурой мордовского народа воспитатель многое рассказывает детям сам, поэтому при составлении своего рассказа он должен помнить:
— во время рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал.
— составляя свой рассказ, воспитатель должен внести в него вопросы к детям, для развития познавательной деятельности, внимания, чтобы вызвать у детей интерес к содержанию рассказа, расположить детей к рассуждению.
В своей работе В. В. Канащенкова подчеркивает важность и отбора художественных и музыкальных произведений местных авторов, воспевающих красоту родного края. Э. К. Суслова занималась разработкой вопросов патриотического воспитания в игре.
Старший дошкольный возраст — время, когда у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру. Поэтому использование театрализованных игр, игр-драматизаций может оказать большую помощь в формировании патриотизма. Игры-драматизации, разыгрываемые на основе сказок народов мира, способствуют развитию у детей толерантности к другим национальностям, что особенно актуально в нашем многонациональном государстве. Э. К. Суслова говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности.
Эффективность воспитания патриотизма зависит от понимания сущности данного процесса. Исследованиями этой проблемы занималась Л. Е. Никонова. Она выделила три структурных компонента, характеризующие чувство патриотизма : эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический.
Эмоциональный компонент — переживания и эмоции, которые испытывает ребенок по отношению к Родине. Этот компонент проявляется в любви к своему городу, стране, проявлению интереса к событиям, когда-либо здесь происходившим, любви к народным традициям и обычаям, к родному языку, к природе своей страны и своего края. Интеллектуальный компонент представляет собой овладение совокупностью знаний, адекватных возрастным возможностям детей. Сюда входят знания о жизни народа (традиции, народное творчество, труд, знания о природе (флора и фауна родного края, страны, отношения людей к природе, знания об истории родного края, социальные знания (название города, страны, государственная символика, достопримечательности и т. д.).
Деятельностный компонент включает в себя трудовую, изобразительную и игровую деятельность. Проявление патриотических чувств в играх, изобразительной деятельности посредством использования полученных знаний на практике.
Таким образом, при построении занятий необходимо ориентироваться на ряд принципов: принцип историзма, принцип интеграции, принцип дифференциации. В качестве основной формы для ознакомления детей с родным городом выбираем тематические занятия. В процессе ознакомления детей с родным городом будем учитывать возрастные особенности и интересы детей. Под воспитанием у детей старшего дошкольного возраста патриотизма в процессе ознакомления с родным городом будем понимать поэтапный процесс формирования личности ребенка (эмоциональный, когнитивный и деятельностный, ориентированный на знания детей этого возраста о месте проживания, достопримечательностях родного города, символике родного города и страны; а также природе родного края.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
— при выборе методов патриотического воспитания необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Детям дошкольного возраста все необходимо доказывать и наглядно показывать. Эту ступень развития можно назвать ступенью категорического требования;
— становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог, который способствует развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а также положительных черт личности;
— личность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании любви к Родине. Ребенок не может самостоятельно познавать социальную действительность со всеми ее нормами, принципами, традициями и устоями, поэтому ему нужен взрослый, который будет играть роль посредника между ним и окружающим миром.
Таким образом, общими педагогическими условиями, обеспечивающими процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа являются :
— создание целенаправленной системы патриотического воспитания, основанной на учете психолого-педагогических особенностей данной возрастной группы детей;
— максимальное использование воспитательных возможностей различных видов деятельности детей в их тесном единстве и взаимосвязи;
— последовательное прививание детям, доступной их возрасту круга разнообразных знаний о народном творчестве и национальной культуре;
— формирование у них осознанных, устойчивых, эмоциональных переживаний, являющиеся побудительной силой поведения;
— организация комплексных игр -занятий, праздников, проходящих с усложнением характера деятельности от репродуктивной до творческой, являющиеся интегрированными средствами народного творчества.