Оксана Жильцова
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана скорее для родителей, а не для педагогов. Целью доклада было рассказать родителям о том, что такое преемственность и показать совместную работу воспитателей и учителей.
Слайд 1
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Публикация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Эти слова как нельзя лучше определяют тему моего выступления. А на что должно опираться школьное обучение? Какую определенную стадию преодолевает ребенок? Ответы на эти вопросы мы можем найти в Федеральном государственном образовательном стандарте, который был утвержден в 2013 году и введен с 1 января 2014г.
Всем известно, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" не травмируя психику ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. И вот это сотрудничество нашло свое отражение в одной из задач федерального государственного образовательного стандарта именуемая как преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Слайд 2
Что же подразумевает под собой преемственность?
Преемственность это непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
В чем же состоит преемственность между ДОУ и школой?
Слайд 3
Преемственность - это двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основной успешного школьного обучения. И с другой – школа преемник, которая подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Какими же качествами должен обладать выпускник детского сада, на которые, в последствии опирается школа?
Слайд 4
Итак, модель выпускника определяет следующие качества личности ребё нка:
1. Физически развитый.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Слайд 5
Осуществляя задачу преемственности, между детским садом и школой мы ожидаем следующие результаты:
1. Раннее знакомство и сотрудничество детей с будущим учителем в специально организованной деятельности.
2. Успешная адаптация первоклассников к учебному процессу.
3. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.
4. Реализация единой линии развития ребенка на этапах предшкольного и начального школьного детства, придав процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Слайд 6
Для достижения поставленных результатов, мы используем следующие формы преемственных связей :
• Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
• Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
• Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• Взаимодействие медицинских работников, педагогов ДОУ и школы;
• Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению психологической готовности детей к школе;
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Слайд 7
Также на базе наших детских садов организованны занятия во второй половине дня по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность». Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
И целью ее является создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, т. е. успешная адаптация к новым образовательным условиям.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Данная программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. А также ее можно назвать инвариантной, т. е. ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность», по предметам «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Умелые ручки»
Слайд 8
Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и детского сада является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников детского сада и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение, детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др., должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в детском саду, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Слайд 9
И в заключении хочется провести аналогию с известной басней И. Крылова «Лебедь, рак и щука» и вспомнить слова «когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет…» и вот что бы из «дела не вышла мука», всем участникам образовательного процесса нужно объединиться для достижении единой цели - создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.