Оксана Шпортко
Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования является одним из важнейших условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как согласованность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Несомненно, преемственность двусторонний процесс деятельности детского сада, в условиях которого сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, и школы, которая как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Публикация «Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Ситуации преемственности дошкольного и начального школьного образования базируются на таких аспектах как:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности ребёнка.
4. Сформированность творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений (общение со взрослыми и сверстниками).
Приоритетными направлениями работы педагогов дошкольных организаций в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе.
Дошкольное образование -это фундамент развития ребенка, базовая культура его личности, которые позволяют ему успешно овладевать разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем образовательным направлениям.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Такими основаниями преемственности являются следующие.
- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
- Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
- Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
- Развитие коммуникативных навыков, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т. е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т. п.
Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Мы решили сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе. Был разработан план мероприятий работы с детьми старшего дошкольного возраста :
- Тематическое занятие с детьми о Дне знаний;
- Праздник День знаний;
- Экскурсии в школу;
- Встречи с первоклассниками;
- Игры в школу;
- Чтение художественной литературы о школе;
- Интеллектуальные викторины, «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и др.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Для педагогов был составлен следующий план действий для решения данной проблемы:
- составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;
- проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т. д. ;
- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
В работе с педагогами мы используем разнообразные формы : пассивные, активные и интерактивные формы работы.
Пассивные – где педагог выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
Активные - педагог выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов.
«Интерактивные» означает взаимодействие. Но интерактивность это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. Эта форма особенно нравится педагогам и больше других способствует сплочению коллектива.
Именно разнообразие форм помогает сохранить интерес вопросу преемственности и инициативу педагогов в решении педагогических ситуаций.
Особую значимость имеют взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. В детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году, а в школе присутствуют воспитатели выпускников. После занятий педагоги обязательно обсуждают насущные проблемы и корректируют свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения и воспитания детей.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей). Реализуя данную задачу в контексте преемственности детского сада и школы мы расширили информационное пространство (родители активно общаются в педагогами в закрытых группах социальных сетей, имеется свободный доступ к сайту и электронной почте детского сада, привлекли родителей к участию в проектной деятельности, Организовали совместные собрания с педагогами детского сада, учителями и родителями (законными представителями).
Мы думаем, что такое сотрудничество позволяет нам обеспечить условия преемственности и добиться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 83% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 17% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 82% детей, средний уровень у 18% детей.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.