Инна Масленникова
Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1)
(Слайд 2)В федеральном законе Российской Федерации от 29.12.12.№273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл. 7, ст. 63, говорится, что образовательные программы дошкольного, начального общего образования являются преемственными.
Публикация «Описание опыта работы „Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
(Слайд 3)В федеральных образовательных стандартах дошкольного образования (утверж. приказом Мин. образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155)гл. 4 п. 4. 7: целевые ориентиры Программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
(Слайд 4)Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС) -преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования : целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
(Слайд5)Цель преемственности :обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников в свете реализации ФГОСДО.
Задачи сотрудничества детского сада и школы говорят о том, что
новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
(Слайд 6)На современном этапе (в связи с введением ФГОСДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют инновационного подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
(Слайд 7)Разработчики ФГОС ДО «красной нитью» проводят утверждение о том, что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку». Они указывают на то, что родители, воспитатели и учителя должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать. Ребёнку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Поэтому необходимо проводить совместную работу между педагогами детского сада, учителями начальной школы и детьми.
(Слайд 8)Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»).
С этой целью с детьми проводились разнообразные формы работы :
(Слайд 9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
(Слайд 10) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.
(Слайд 11) посещение классной комнаты, оснащение зон для учебной деятельности.
(Слайд 12) ознакомительная экскурсия с МОУСОШ №1 имени Героя Советского Союза И. И. Тенищева.
(Слайд 13) Посещение воспитанниками ДОУ уроков в МОУСОШ №1.
(Слайд 14)Спортивные достижения учеников в МОУСОШ №1
(Слайд 15)Совместные занятия спортом дошкольников со школьникамиМОУСОШ №1.
(слайд 16)Рассматривание музея славы и победы!
(слайд 17) Мы, педагоги ДОУ, должны создать условия для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей - это сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей.
(Слайд 18)Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения
(Слайд 19) и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся,
(Слайд 20)успешности школьной адаптации выпускников ДОУ — как результата преемственных связей.
(Слайд 21)Работа с родителями (законных представителей) так же способствует обеспечению доступности, открытости в преемственности со школой. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы, воспитателей ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников, дошкольников служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
(Слайд 22)Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным,
(Слайд 23) так как установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой.
(Слайд 24)Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
(слайд 25)К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры:
— не подлежат непосредственной оценке;
— не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей.
(Слайд 26)Таким образом, проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и школы.
(Слайд 27)Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа — само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.