Ольга Чудакова
Новое содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Новое содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
«Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен», - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Изменяются социальные системы, отношения, огромные изменения происходят в науке …
Однако может, стоит поспорить с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени».
Публикация «Новое содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Новое содержание дошкольного образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
При изучении и поэтапном внедрении работу детского сада ФГОС ДО у педагогов стали возникать вопросы:
Что такое Стандарт и что должно измениться в работе детского сада с его принятием?
Готов ли коллектив дошкольного образовательного учреждения воспринять идею нового документа, работать в новом направлении?
И настолько новым окажется содержание дошкольного образования для педагогов детских садов?
Для ответа на эти вопросы потребовалась своеобразная ревизия : сравнение целевых установок, основных требований ФГОС и имеющегося в учреждении опыта традиционного дошкольного образования.
Отвечая на поставленный вопрос, что же такое Стандарт и что должно измениться в работе детского сада с его принятием?
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования». По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».
С принятием ФГОС дошкольного образования изменилось и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечило более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что положительным образом стало сказываться на его развитии и на его результатах.
Настолько же новым окажется содержание дошкольного образования для педагогов детских садов?
Нельзя сказать, что точка зрения на содержание дошкольного образования является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлекла за собой глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
Изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Образовательная деятельность охватила определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей :
1) социально - коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
2) познавательное развитие, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
3) речевое развитие, включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;
4) художественно - эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Образовательные области соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей и связаны друг с другом. Взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй, а государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольное учреждение обязано :
- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
- информировать родителей (законных представителей, общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность, о целях дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.