Гребенщикова Ольга
Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы учителя – логопеда
в рамках ФГОС начального общего образования
О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и учителя, но во ФГОС есть много здравого, прогрессивного, и оно превалирует, поэтому стандарты продолжают существовать.
Публикация «Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования» размещена в разделах
Введение ФГОС НОО привело к изменениям функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе обязанностей учителя – логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится ещё более значимой, конкретной и измеримой. Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС, которая находит отражение в переходе:
• от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН, к определению этой цели как формирование умения учиться;
• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;
• от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент формирование УУД в личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сферах).
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа, с близкими (дом) и сверстниками.
Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) - формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей. Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:
• расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
• развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Основным принципом работы учителя – логопеда в образовательном учреждении выступает единство диагностики и коррекции, т. к. эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.
Для мониторинга и диагностики я использую экспресс – диагностику речевой успешности Т. А. Фотековой. Данная методика позволяет:
• уточнить структуру речевого дефекта;
• оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля ребёнка);
• выстроить систему коррекционной работы;
• скомплектовать группы на основе общности структуры дефекта.
При обследовании ребёнка используется бланк экспресс – диагностики, в котором фиксируются ответы по семи пробам звукопроизношение;
1) фонематическое восприятие;
2) звуко – слоговая структура;
3) навыки языкового анализа;
4) словообразование;
5) грамматический стой речи;
6) связная речь.
На основе этих ответов высчитывается процентное выражение качества выполнения каждой пробы и методики в целом и соотносится с одним из пяти уровней успешности. Это позволяет осуществить единый подход к оценке результатов диагностики. Итоги логопедического обследования обсуждаются на школьном психолого - медико – педагогическом консилиуме с педагогом - психологом, классным руководителем, воспитателями и фиксируются в индивидуальном профиле ребёнка. Учителю и воспитателю даются рекомендации по коррекции и развитию речевых компонентов в урочное и внеурочное время. Проведённая диагностика позволяет объединить детей – логопатов в группы в соответствии с речевым нарушением, ведь своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, ученику необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, но главное — быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современной школе необходимо формировать объективные условия, требующие от ученика способности к самореализации на основе сохранения целостности социаль-ной структуры. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода.
Используя этот метод на занятиях, мы помогаем ребенку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности в овладении устной и письменной речью.
Деятельностный метод предусматривает организацию занятий по особой структуре :
— самоопределение к деятельности;
— актуализация;
— постановка учебной задачи;
— построение проекта выхода из затруднения;
—первичное закрепление во внешней речи;
— самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
— включение в системУ знаний и повторение;
— рефлексия деятельности.
Использование деятельностного метода изменило обычный ход занятия, тему которого стали определять сами учащиеся. Для постановки учебной задачи широко используется прием создания учебной «коллизии», т. е. проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов. Выполняя задания и отвечая на предложенные вопросы, дети стараются сами «открыть» новое знание. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводят правильные формулировки и находят верные решения.
Организация занятий проводится в форме развернутого конструктивного учебного диалога. Чтобы организовывать, направлять поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т. е. включаясь в диалог как один из его участников.
В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной остаётся позиция делового партнера в процессе решения учебных задач.
Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя - логопеда. Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное - не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания с ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения. Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий - радостная, атмосфера увлеченности и удовлетворенности детей процессом учения. Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.
Так при изучении темы «Простое предложение» детям предлагается несколько уровней заданий.
Составь предложения с помощью вопросов:
1 уровень:
Какие? что? зацвели где?
Какой? заяц что делает? от кого?
Кто? увидел кого? где?
2 уровень:
Кто? Что делает? Откуда? С чем?
Кто? Что делает? Кого? Чем?
3 уровень:
Самолёт что делает? (какой? как? где).
Ландыши что делают? (какие? где? когда).
Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли : анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Один ребенок дает ответ, у другого возникает мысль по аналогии, начинается живое, активное обсуждение. Учитель - логопед подхватывает мысль, развивает ее, обобщает. Недопустима интенсификация темпа занятия, спешка, нагромождение упражнений и заданий на занятии. Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Вариант многоуровнего задания при изучении темы «Сложное предложение».
1 уровень: Прочитай предложения: со значением места; со значением времени; со значением причины. Используй схемы.
Когда мы пришли на станцию, поезд уже ушёл.
Серёжа подошёл к домику, где жил лесник.
Груша упала с дерева, потому что она перезрела.
2 уровень:
Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.
Ребята направились туда, где. .
Мы уедем в лагерь, когда. .
Пётр спешил на стадион, потому что… .
3 уровень: Подумай и составь из двух предложений каждой строки одно сложное. Используй союзы и союзные слова.
На краю поляны мы увидели ель. Она была одета в белый наряд.
Я приехал в село. Солнце уже закатилось.
Машины включили фары. Стало темнеть.
Нам стало веселее. Наши поплавки то и дело плясали на воде.
Скажи, какое значение приобрело каждое составленное тобой сложное предложение?
При необходимости степень трудности заданий снижается, дифференцируется.
Внедрении ФГОС придаёт особую значимость самооценке деятельности обучающегося. Адекватная самооценка приводит ребёнка к пониманию своих проблем и тем самым создаёт предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку позволяют разнообразные приёмы : от похвалы до специальных символов («озеро сил», «скала достижений», лестница успеха, «Цветик-семицветик», карта самонаблюдений). Особенностью данной работы является то, что её критерии разрабатываются совместно с учащимися и заполняется самим обучающимся. Приведу пример нескольких методик самооценки:
Методика «Озеро сил». Каждый ребенок выбирает для себяозеро
соответствующего размера: маленькое — упадок сил, среднее спокойствие, большое — прилив сил.
Методика «Скала достижений»
Каждая ступень «скалы достижений» обозначает уровень работы на занятии : чем выше ступень, тем выше уровень достижений. Учащимся предлагают оценить свою работу на уроке, нарисовав человека на той ступени «скалы», до которой он поднялся на данном занятии, предварительно в начале занятия ему дают целевую ус-тановку на то, что он должен подняться на вершину «скалы». «Скалу достижений» можно выполнить в виде аппликации в рабочих тетрадях или в виде рисунка в конце работы.
Одна из интересных методик — «цветик-семицветик».
1 — лепесток настроения. Детям раздают лепестки красного, розового и бордового цвета с цифрой и задают вопрос: «Какое настроение было у тебя на занятии?»
Ответы: черный цвет — плохое, красный — хорошее, розовый — среднее.
2 — лепесток усталости.
Детям раздают лепестки оранжевого и коричневого цвета с цифрой 2 и задают вопрос:
«Устал ли ты на занятии?»
Ответы: оранжевый цвет — усталости нет, коричневый — я устал.
3 — лепесток успешности в общении. Раздают лепестки желтого и белого цвета с цифрой З.
Ответы: желтый цвет — я успешен, белый — я не был успешен.
4 — лепесток новых знаний. Раздают лепестки зеленого, салатового, темно-зеленого цвета.
Ответы: зеленый цвет — я узнал много нового, салатовый — я узнал мало нового, грязно-зеленый — я ничего не узнал.
5 — лепесток комфорта. Раздают лепестки голубого и бледно-голубого цвета.
Ответы: голубой цвет — мне было комфортно, бледно-голубой — я чувствовал дискомфорт.
6 — лепесток затруднений. Раздают лепестки синего и сизого цвета
Ответы: синий цвет — у меня не было затруднений, сизый — я испытывал затруд-нения.
7 — лепесток — моя оценка на занятии. Раздают лепестки фиолетового, сиреневого и черного цвета.
Ответы: фиолетовый цвет — хорошо, сиреневый — удовлетворительно, черный — плохо.
Рефлексия деятельности помогает учащимся объективно оценивать свою работу на занятии, рационально расходовать силы во время учебной деятельности.
Необходимым условием эффективной коррекционной помощи является создание атмосферы, вызывающей положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений личностно включает ребенка в занятия, что и является основным условием успеха.
В процессе коррекционной работы, необходимо подчёркивать индивидуальность ребёнка, развивать чувство самоуважения и достоинства. Стремиться, чтобы ребёнок сам захотел измениться, а не предлагать готовые рецепты поведения. Помочь самому находить выход их своих проблем, самостоятельно принимать решения, учить понимать учебную задачу, смысл заданий и упражнений. На уроках должны звучать не только вопросы: «Что мы сегодня изучали?», но и «Для чего мы выполняем это задание?» Конечной целью должна быть практическая помощь конкретному ученику, ведь «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский, а помогает ему в этом ПЕДАГОГ.
Литература:
1. Логопедическая работа в школе : пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М. : Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам);
2. Поташник М. М., Левит М. В. «Анализ и оценка Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» // ж. «Управление современной школой. Завуч» №8 2014 г., с. 4-10;
3. Шопина С. А. «Единство диагностики и коррекции – основной принцип работы учителя – логопеда в рамках новых образовательных стандартов». // ж. «Практика административной работы в школе» №8 2014 г., стр. 42 – 44.