Нина Прохода
Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно – пространственная среда— это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущие цели основной образовательной программы дошкольного образования – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников, подготовка к жизни в современном обществе. Поэтому важно, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала сохранению, укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Выявив недостатки при построении развивающей среды и реализуя Дорожную карту внедрения ФГОС ДО на 2013 - 2014 год в дошкольной организации педагогический коллектив детского сада поставили перед собой цель - создать РППС в условиях всех возрастных групп, способствующей реализации ООП ДО с последующим её формированием и доведением до соответствия требованиям ФГОС через реализацию основных принципов Стандарта. С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников мною были проведены консультации, круглый стол, педагогический совет по актуальным проблемам перехода на ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО РППС строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. РППС должна быть особым образом выстроена так, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому коллектив стал работать над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды дошкольной организации, учитывая требования и принципы её построения.
Создав развивающую предметно- пространственную среду в детском саду, мы добились того, что:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Поэтому, среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, подчёркивает доступность среды. Нашим воспитанникам доступны все помещения, где осуществляется образовательная деятельность.
5. Элементы декора легко сменяемые.
6. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
7. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
8. Создали развивающее пространство в групповом помещении, где ведущую роль выполняет игровая деятельность.
9. Предметно-развивающая среда групп меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Развивающая предметно- пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Групповые комнаты в нашей организации разделены на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры. Размещение оборудования таким образом позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, самостоятельно делать выбор.
Для социально – коммуникативного направления созданы центры:
- центр сюжетно – ролевых игр;
-центр трудовой деятельности.
Познавательного направления:
- центр природы;
- центр экспериментирования;
- центр патриотического воспитания;
- центр конструктивной деятельности;
- центр сенсорного развития;
- центр математического развития.
Речевого направления:
-центр театрализации;
-центр литературы.
Художественно – эстетического направления:
-центры творчества «В гостях у Кляксы –Ваксы», «Бабочка», «Солнышко».
Физическое направление:
- центры физического развития «Здоровячок», «Крепыш», «Здравушка», «Вырастайка».
В 2015 году наша дошкольная организация принимала участие в районном конкурсе «Формула здоровья» по организации физического развития детей в образовательных учреждениях Гиагинского района, реализующих программу дошкольного образования. Для усовершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, с возрастными особенностями детей дошкольного возраста коллективом ДОО был разработан и реализован общесадовский среднесрочный информационно - практико- ориентированный проект «Формула здоровья». Результат проекта: систематическая и целенаправленная работа всего коллектива, использование различных средств и методов позволили укрепить здоровье детей, коллектив стал более творчески подходить к проблеме физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Через реализацию проекта усовершенствована система физкультурно–оздоровительной работы с детьми в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах детского сада разработаны и усовершенствованы центры физического развития. Наш коллектив стал победителем конкурса «Формула здоровья». А работа по укреплению здоровья и физическому развитию наших воспитанников продолжается.
В заключении хочется отметить, что целенаправленно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Благодаря созданным условиям РППС учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОО, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.