Шукшина Анна Федоровна
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО
Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Инициатива рассматривается нами как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Потому что только активные, творческие личности будут успешными в жизни. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребёнка. Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребёнка.
Публикация «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие особенности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную среду ДОУ. В общении, на занятиях, в играх - ни на минуту не следует забывать, что ребёнок неповторимая личность.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются, прежде всего, в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
2 года считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребёнка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам» – впервые отмечается инициативность в общении и играх). На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
Психологи отмечают, что возраст трёх лет является самым важным для становления ребёнка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребёнка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание, обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда ДОУ должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома с родителями.
1. Окружающий мир (обсуждение с ребёнком, того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома.) Необходимо поговорить с ребёнком о животных, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. И мы как наставники и помощники детей должны им в этом помочь. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрывается содержание детского экспериментирования. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок сам слышит, видит и делает. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Для доступного экспериментирования детей должны быть соответствующие оборудование и материалы.
В младшей группе для этого должно быть: ёмкости разного размера, лейки, формочки, трубочки, трубочки для коктейля, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, пластмассовые стаканчики разной формы, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, деревянные ложки, магниты, магнитная доска, камешки, песок, вода и т. д.
В центре экспериментирования оборудование и материалы меняются еженедельно, в зависимости от темы.
1)Какая бывает вода?
Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная вода, без запаха.
Наполняемость центра экспериментирования зависит от темы экспериментов. В центре экспериментирования находились: таз с водой, стаканы, бутылки, посуды разной формы, воронки, песочные часы, клеенка, ведерки.
На протяжении всей недели мы с детьми изучали воду, «Какая вода?» Имеет ли вода запах, форму? В каком сосуде больше всего воды? Как можно убедиться, что вода прозрачная?
Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе деятельности.
Поэтому, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования.
2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы) способствуют развитию воображения.
Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она наполняет его жизнь глубоким смыслом и содержанием.
Игра для ребёнка не пустая забава, а деятельность, требующая определенного напряжения. В процессе игры малыш познаёт окружающий мир, совершенствует навыки и умения, у него формируется нравственные качества. Играя, ребёнок учится договариваться со сверстниками о совместных делах. Игра помогает ребёнку выработать умение доводить начатое до конца. Но в любом случае, используя те или иные приёмы, руководства игрой родители должны, стремиться развивать творчество и инициативу ребенка. Игра помогает почувствовать себя сильными, ловкими, смелыми, большими.
Но надо помнить одно педагогическое правило – нельзя всё время учить детей новым играм, как нельзя и часто давать им новые игрушки. Все дети любят разнообразные строительные игры. В них развивается находчивость, инициатива и самостоятельность детей. Пользуясь в процессе строительства различными материалами, дети учатся делать сопоставление и сравнение этих материалов по форме, размеру, цвету.
Строительный материал нужно размещать таким образом, чтобы дети самостоятельно, без помощи взрослых могли ими пользоваться. Он должен быть разнообразным.
В играх дети проводят большую часть времени. Поэтому перед игрой помещение должно быть проветрено. Влажную уборку следует проводить ежедневно. Особенно тщательно надо следить за чистотой пола. Место для игры следует выбирать поближе к окну, на пол постелить коврик. Желательно, чтобы в помещении была спокойная обстановка.
Шум, громкая речь, музыка и телевизор отвлекают ребёнка от развития замысла. Игрушки должны храниться в доступном и удобном месте, чтобы ребёнок мог самостоятельно их взять. Таким образом, важную роль в развитии самостоятельности игр детей трёх лет играет подбор игрушек, а также правильное их расположение.
3. Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка. В своём опыте я отметила, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления личных воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Для реализации творческой активности самостоятельной изобразительной деятельности детей в нашей группе отведено специальное время.
Мы со своими детьми на прогулках и экскурсиях наблюдаем за окружающим миром, исследуем и коллекционируем разный материал, изучаем их свойства. После приобретенных ярких впечатлений, они хотят, как можно быстрее использовать той или иной материал в своих поделках. Я даю им обобщенную тему: животные, птицы, транспорт, путешествие по сказкам, а потом спрашиваю: «А кого или что вы хотите изобразить, смастерить?» Дети с радостью предлагают разные идеи по созданию поделок. В центре изобразительной деятельности помещаем лучшие работы детей. Одним из основных условий для реализации творческой активности в самостоятельной изобразительной деятельности детей является тесные взаимодействие с родителями.
С родителями был проведён мастер – класс: «Нетрадиционные техники рисования». Совместно с родителями были приобретены трафареты. По реализации творческой активности детей мы поставили перед собой задачи: необходимо изучить новые методы и приёмы для развития творчества и фантазии детей : рисование цветным песком; наладить тесный контакт с родителями для приобретения нового материала. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.
4. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.
5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книг нужно как можно больше и чаще. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст. Обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного текста развивает их творческие способности.
6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама. Укачивая свою кроху, поёт колыбельную. А более в старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку – это развивает не только музыкальный слух, но и память, образное мышление.
Итак, развитие детской инициативы и творческих способностей дошкольников проявляется во всех видах деятельности. Основная задача детского сада – создать такую развивающую среду, в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.