Людмила Билдакова
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого. Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Публикация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Здесь мы столкнулись с проблемами речи детей дошкольного возраста :
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь.
Неспособность построить монолог.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи
Плохая дикция.
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Последовательность работы с мнемотаблицами состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Вначале я эпизодически использовала их в своей работе. Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях.
На слайде представлена структура мнемотехники.
Такие как мнемоквадраты, мнемотаблицы – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение) мнемодорожки,.
Мнемосхемы можно использовать :
o для обогащения словарного запаса;
o при обучении составлению рассказов;
o при пересказах художественной литературы;
o при отгадывании и загадывании загадок;
o при заучивании стихов.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми используют мнемотаблицы по сказкам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветныемнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельныеобразы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы по временам года используются при ознакомлении с характерными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи. Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление. Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удаё тся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; обогащается словарный запас. Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
В этом году в работе с детьми 6-7 лет я использовала мнемотаблицы. На следующий год я набираю малышей хочу начать их речевое развитие используя мнемоквадраты, а затем и мнемодорожки. Любая наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного метода в работе с дошкольниками. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.