Галина Юрьева
Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – одна из задач умственного воспитания. Особое место в нем занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у детей развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы. Благодаря наблюдениям в природе, ребенок делает много открытий, познавая природу, закономерности её жизни и развития, у него формируются материалистические представления.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Обращенные к взрослому вопросы: «Что это, «Зачем, «Почему?» - свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей интенсивно развиваются умственные способности – внимание, па-мять, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только «фотографирует» то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, установить связи между отдельными фактами и событиями. К 5 годам дети становятся «почемучками». Задача взрослых – помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным; предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысли. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?», «Почему?», «Как ты узнал?»… Маленький «почемучка» должен сам дойти до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющиеся у ребенка опыт и знания.
В практике работы с детьми широко применяются наблюдения и эксперименты. Обычно они опираются на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Наблюдая за природой, родители имеют большую возможность научить ребенка понимать логику природы : вызвать интерес к явлениям окружающего, озадачить детей трудными вопросами. Во время прогулок родители вместе с ребенком могут читать стихотворения, загадки, поиграть в игры «Кто первый заметит», Кто первый услышит» и другие, побуждая детей всматриваться в окружающее, отыскивать занимательное и интересное ( Вот муравей со своей ношей: сам маленький, а груз огромный. А здесь – золотая нить паутинки, коряга с причудливыми очертаниями, похожая на сказочного героя). Ребенок убеждается, что ни шаг – то находка!
Необходимо озадачивать детей вопросами, которые побуждают ребенка размышлять, сопоставлять, делать выводы: куда «смотрит» головка подсолнуха в полдень? Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? Почему река летом узкая, а весной такая широкая, что берега залиты водой? и др.
Особенно ценны длительные, многоразовые наблюдения, так как они позволяют дошкольнику увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления. Для того, чтобы ребенок пришел к правильному выводу, часто необходима помощь взрослого, его наводящие вопросы, которые направляют мысли детей к искомому результату. Например, почему к вечеру сосульки не растаяли в мартовский солнечный денек, а наоборот, «выросли и растолстели»? И только в результате длительного наблюдения в течение дня ребенок оценит, что сначала днем солнце заставляет сосульки «плакать», и они становятся «короче и тоньше», вече-ром же они «не плачут», «выросли и растолстели». При помощи вопросов, задаваемых взрослым, ребенок приходит к выводу, что вечером, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь и их прихватывает мороз. Наблюдения помогли ребенку сделать «открытие», сравнивать, сделать выводы на основе увиденного.
Важно умение взрослых вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему, на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Логически правильный вывод ребенок может сделать благодаря опыту, поставленному вместе со взрослыми. Например, ребенку не понятно, интересно такое сложное явление, как это вода поднимается на девятый этаж, так высоко. Можно вовлечь ребенка в своеобразный эксперимент- пригласить вместе поменять воду в аквариуме. Затем представить, что аквариум- это дом, сифон- это водопровод, а ведро с водой- водонапорная башня, воду в ней качают машины, предложить ребенку подержать сифон, то поднимая, то опуская его, и понаблюдать, когда вода течет из ведра в аквариум, а когда нет.
Эксперимент очень убедителен своей наглядностью, обычно он опирается на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Так шаг за шагом, в процессе ознакомления с природой с помощью взрослого у ребенка формируется познавательный интерес к природе, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. Ребенок учится рассуждать, осознавать причинно- следственные связи, делать умозаключения, выводы. А сочетание усвоения готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.