Папки-передвижки

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы)

татьяна давыденко
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром

Давыденко Татьяна Яковлевна, воспитатель

МБДОУ детский сад 58, г. Апатиты

«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду,

но оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»

К. Д. Ушинский.

Публикация «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы)» размещена в разделах

В последнее время все больше внимания уделяется социальному развитию ребенка. Основная задача общества – показать детям социальный мир «изнутри». Для развития и социализации ребенка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества. Отражен уровень развития общества, технического прогресса.

Ознакомление детей с рукотворным миром осуществляется в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие» и наиболее тесно интегрирует с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Начала работу по методической теме «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром» с изучения методической литературы.

Свою работу по данной теме строю в соответствии с образовательной программой ДОУ разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Опираясь на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования поставила перед собой следующие задачи:

- формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением;

- развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы;

- расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слови активизировать словарь;

- развивать познавательную активность детей в играх;

- развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на цвет, размер предметов;

- поощрять самостоятельную деятельность детей.

Для реализации задач использую следующие технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, пректно-исследовательские технологии.

Свою работу по теме начала с составления перспективного плана работы, в котором определила следующие направления:

- создание предметно-развивающей среды;

- непосредственная работа с детьми;

- педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс;

- участие в методической работе ДОУ.

Работа по ознакомлению дошкольников с рукотворным миром, требует соблюдения следующих принципов:

- принцип полноты;

- принцип системности;

- принцип учета условий городской и сельской местности;

- принцип возрастной адресованности;

- принцип интеграции;

- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Успешной реализации вышеназванных задач помогает создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя познавательные, дидактические, информационные материалы, атрибуты, игровые пособия.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому все центры должны быть эстетически оформлены. Все центры получились привлекательными для детей и вызывают у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же времяучудетей поддерживать порядок в центре и воспитываю бережное отношение к игрушкам.

Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Все групповое пространство распределено на центры: центр грамотности, игровой центр, центр природы, центр физической культуры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.

Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры «Волшебный мешочек», «Веселый Петрушка», «Музыкальная капель» и т. д. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка. Также имеются картотека стихов, загадок, орудия труда,детская художественная литература. Созданы коллекции «Мир игрушек», «Мир инструментов», «Мир посуды».

Знакомлю детей с различными видами театра. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Так же в нашей группе есть центр природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми «Кто в лесу живет», «На ферме», «Построим дом», «Волшебный мешочек» и т. д.

Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Внимание двухлетних детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Завладев интересующим его предметом или получив к нему доступ, малыш обследует объект самыми разнообразными способами: вертит, трясет, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает, бросает и т. п. так он постигает признаки и свойства отдельных предметов.

Знакомя детей с предметами одежды, провела цикл бесед об одежде: «Какая бывает одежда», «Зачем человеку нужна одежда». В ходе беседы рассматривали картинки с изображением одежды, которую люди носят в зависимости от сезона, а также в зависимости от пола. Провела с детьми дидактические игры («Собери предметы», «Назови цвет», «Какой формы», «Назови предметы», «Кто в домике живет», и т. д.).

При ознакомлении с предметами рукотворного мира малышу предоставляется максимум свободы действий и манипулирования.

В течении дня всегда можно найти такие моменты, когда ситуации с игрушками будут являться как бы естественным продолжением того, чем занимались дети раннее.

Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей дидактических игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.

Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

Познавательное отношение к миру у детей формировала во время наблюдений за интересующими малышей объектамисобытиями, явлениями.

Наблюдения за трудом взрослых особо действенно в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен и вызывает у детей чувство восхищения.

Проводила беседы о предметах рукотворного мира с использованием игровых персонажей и наглядности. В беседе «Поможем Зайчику одеться», дети исправляли ошибки героя, который не знал предметов одежды.

Создавая условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира, поддерживала и развивала интерес к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов.

Детские произведения своей эмоциональной образностью, живостью, заражают детей энтузиазмом труда, развивают интерес, уважение к людям труда, воспитывают желание подражать литературным героям. Серьезное внимание уделяю отбору художественных произведений. В своей работе использую такие произведения как А. Барто «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); "Золотое яичко"(«Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского);Русские народные песенки, потешки - «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.»,«Большие ноги.», «Водичка, водичка.»,«Баю-бай, баю-бай.», «Пошел кот под мосток.»,«Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.».

Также в своей работе использую :

- рассматривание картин и иллюстраций предметов, инструментов, материалов,

- дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса «Кукла заболела», «Кто готовит нам обед», «Что изменилось» и т. д.

- игровые ситуации: «Пора кушать», «Кукла Катя проснулась», «Кукольный домик», «Домашние заботы», «Приходите в гости к нам», «У меня зазвонил телефон», «Плывет, плывет кораблик» и т. д.

Только в содружестве с семьей можно выработать у детей интерес к рукотворному миру. Одной из главных задач своей работы вижу вовлечение родителей в педагогический процесс. Совместно с родителями оформила стенд «Все работы хороши». Провела родительское собрание «Познаем окружающий мир», «Мир глазами ребенка». Подготовила консультации «Развитие познавательной активности через окружающий мир», «Природный-рукотворный мир», «Рукотворный мир людей». Провела анкетирование для родителей «Мир вокруг нас».

Принимаю активное участие в методической работе детского сада. Для педагогов ДОУ подготовила рекомендации «Как знакомить детей с трудом взрослых», консультацию «Ознакомление дошкольников с предметным миром», НОД «Путешествие клубочка», распространение и обобщение опыта «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром».

Благодаря целенаправленной работе по данной теме удалось значительно повысить интерес детей к предметам рукотворного мира. Расширить представление детей о разнообразии рукотворного мира, о роли человека в нем, значимости профессиональной деятельности взрослых для общества детей. Включение родителей в общую групповую деятельность и заинтересованность их проблемой формирования знаний о рукотворном мире.

Публикации по теме:

«Развитие и формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста 2–3 лет посредством дидактических игр». Цель: 1. Развивать через игру у детей внмание, зрительную память, слух, умение группировать предметы по цвету. 2. Формирование у детей в.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

ОД по области «Познавательное развитие» (ознакомления с миром природы) «Полезные растения» № п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в образовательной деятельности Этапы занятия (мероприятия, на которых.

Механизм ознакомления детей 5–6 лет с миром семьи посредством игровой деятельности. Актуальность проектируемого процессаознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром семьи посредством игровой деятельности обусловлена.

Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с полимерной глиной В последнее время большую популярность и спрос приобрели изделия handmade, что в переводе с английского означает – рукоделие, или своими.

Развитие и формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста 2–3 лет посредством дидактческих игр игровых упражнений Развитие и формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста 2-3 лет посредством дидактческих игр игровых упражнений. Цель: 1. Развивать.

Развитие у 5–6-летних детей социальной уверенности посредством ознакомления с художественной литературой Развитие у 5-6 летних детей социальной уверенности через ознакомление с художественной литературой. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений Оглавление Введение…. 3 Глава 1. Общая характеристика навыков самообслуживания детей младшего возраста в детском.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики Сообщение из опыта работы на тему: «Активизация речи в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики» В.  а.  сухомлинский:Истоки способностей.

Эмоциональное познавательное развитие детей раннего возраста в образовательной деятельности. Дети раннего возраста -очаровательные существа. Они деятельны, любопытны,искренни,забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы)
Опубликовано: 31 августа 2015 в 07:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем татьяна давыденко (УИ 137807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД