Любовь Батёва
Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности.
Сообщение подготовила воспитатель
логопедической группы
Батёва Любовь Анатольевна.
Дошкольный возраст имеет большое значение для психического развития ребенка. Именно в этот период возникает познавательный процесс, который так необходим для дальнейшего обучения в школе. Важно знать, что поддержать любознательность и интеллектуальную активность ребенка возможно лишь в том случае, если взрослые способствуют развитию и совершенствованию познавательных способностей ребенка. Это утверждение базируется на психологическом законе, который открыл выдающийся психолог Лев Семенович Выготский. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка», кратко он звучит так – завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал со взрослым.
Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность и критичность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен помогать ребенку в процессе экспериментирования, точно и образно выражать в речи то, что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства.
Известно, что ребенок усваивает прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам. Именно поэтому в своей работе я попыталась объединить познавательно-исследовательскую деятельность детей с двигательной, игровой, продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной и постаралась вовлечь в совместную деятельность семью.
Общаясь со взрослым, ребенок узнает много нового, расширяет кругозор, уточняет свой личный опыт. Экспериментирование способствует высказываниям детей, в которых ребенок начинает отражать свое отношение к предметам природы, охране природы. В случае удачного решения задачи и одобрения взрослого ребенок получает уверенность в своих действиях. При этом ребенок переживает положительные эмоции – удивление, радость успеха. Все это так необходимо для развития детей имеющих диагноз ОНР.
Личностно ориентированное обучение предполагает создание условий для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных, активных, способных к творчеству детей (Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый, И. С. Якиманская). При экспериментальной деятельности дошкольника социальная позиция ребенка в отношении взрослого строится по принципам:
1. соучастие в деятельности (общение на равных);
2. создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
3. признания за ребенком права на существование собственного мнения;
4. стимулирования ребенка к высказываниям;
5. использования различных способов выполнения задания без боязни ошибиться;
6. включения ребенка в творческую деятельность и развития его творческих способностей;
7. построения обучения на игровых формах.
Начала я свою работу с создания детской лаборатории. Методические рекомендации по ее оснащению можно найти в книгах «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» авторы Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., «Методика детского экспериментирования» автор Рыжова Л. В., «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» автор составитель Менщикова Л. Н.
Затем был составлен план работы с детьми в данной лаборатории. Вся работа была разделена на несколько разделов: «Вода», «Воздух», «Почва», «Физика». В каждом из разделов игры, опыты объединяются общим героем: вода – это Капитошка, воздух – Мыльный пузырь, почва – Корешок, физика – Фиксики. Для детей герои – рассудительные, аккуратные, наделенные многими чертами взрослого – все-таки остаются маленькими. Это вызывает у детей чувство доверия к ним и стремление опекать на правах старшего.
Хотелось бы отметить и то, что игры-эксперименты проводились в соответствии с темами заданными учителем-логопедом. Например по теме «Овощи» проводился опыт по проращиванию лука, где за ходом эксперимента наблюдали сразу два героя – Капитошка и Корешок, так как лук проращивали и в воде и в земле. Кстати данный опыт (как бы спор двух героев, является еще одним стимулирующим фактором для развития любознательности детей : дети начинают строить свои предположения, выдвигать гипотезы, принимая сторону одного из героев и, в результате эксперимента, подтверждают или опровергают свои предположения.
Так же я старалась создать условия и для самостоятельного экспериментирования, то есть заранее было организовано оборудование для проведения опыта, например расставлено на столе, при этом я ничего на рассказывала детям накануне. Приходя в группу ребенок видел: что- то приготовлено, спрашивал: «А зачем тут это стоит?» или «А что мы будем делать сегодня с этим?», тогда я предлагала ему самому подумать зачем это и что с этим надо сделать. Ребенок думал, рассуждал, действовал, в последствии, когда приходили другие дети, уже он выступал в роли «взрослого».
Очень эффективными в работе оказались технологические карты по проведению опытов. Сначала мы проговаривали и обсуждали вместе детьми что, в какой последовательности необходимо сделать, затем дети самостоятельно стали проговаривать ход проведения опыта глядя на карту.
Активно использовались в работе и мультимедийные презентации, созданные по темам, а так же познавательные мультфильмы.
Гораздо труднее оказалось привлечь родителей. Это удалось нам сделать совместно с педагогом-психологом в ходе работы по другому направлению: «Совместная с родителями интегрированная деятельность в развитии познавательных способностей и речи дошкольников с ОНР». Нами было запланировано и проведено мероприятие «Волшебные капельки».
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о воде.
Задачи:
Познавательные : закрепить первые элементарные знания о воде, обратить внимание на значение воды в нашей жизни, познакомить с представителями водных животных, приспособленность к жизни именно в водной среде, активизировать знания детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т. д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Коррекционно-развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику; совершенствовать навыки связной речи; развивать фонематическое восприятие; снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Воспитательные: формировать у детей и их родителей интерес и ценностное отношение к совместной деятельности; совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в парах, в коллективе; воспитывать уважительное отношение к родителям и товарищам; сплочение группы с помощью достижения общей цели, получение позитивных впечатлений от работы в группе.
После проведения данного мероприятия было отмечено повышение активности проведения опытов дома, об этом рассказывали дети, делились впечатлениями взрослые.
В результате проведенной работы было отмечено: повышение интереса детей к поисковой деятельности, степени познавательной активности детей методом включенного наблюдения, уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, а так же обогащение словарного запаса, овладение доказательной речью, развитие фонематического восприятия.
В будущем хотелось бы усовершенствовать работу в данном направлении. На данный момент у нас в разработке проект по созданию «Метео площадки» на прогулочном участке. Так же я разрабатываю цикл познавательных игр с использованием мультимедийного оборудования.