Надежда Евко
Формирование познавательных способностей через сенсорное восприятие и сказочные образы у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Формирование познавательных способностей, через сенсорное восприятие и сказочные образы у детей младшего дошкольного возраста».
Содержание
1. Цель
2. Задачи.
3. Анализ занятия.
4. Самоанализ своей педагогической деятельности.
5. Применение элементов методики Марии Монтессори в своей работе.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Публикация «Формирование познавательных способностей через сенсорное восприятие и сказочные образы у детей младшего возраста» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. Поэтому, главной целью моей работы в дошкольном учреждение – это умение найти индивидуальный, гибкий подход к каждому ребенку; помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы он мог реализовать свою индивидуальность.
Разрабатывая данный конспект занятия я, прежде всего, учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Тема занятия: «Формирование познавательных способностей, через сенсорное развитие и сказочные образы у детей младшего дошкольного возраста».
Занятие проводила с детьми второй младшей группы, присутствовало 7 детей. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Длительность занятия 20 мин, что соответствует нормам Сан Пина
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Цель моей работы: Расширение представлений окружающего мира, через бытовую деятельность в решении образовательных ситуаций.
Задачи:
1. Развитие логического мышления в решение проблемных ситуаций.
2. Формирование элементарных математических представлений.
3. Формирование навыков общения и умения договариваться.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности.
В своё занятие внесла игровую мотивацию: путешествие в сказку. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:
- Познание - закрепляла знания о временах года, во время прогулки по лесу, когда рассказывала о том, какого цвета стали листья на деревьях осенью.
- Формирование математических представлений - умение различать цвет, размер, геометрические фигуры (когда строили мост). Были две геометрические фигуры – это круг и квадрат, они довольно быстро нашли из чего можно построить мост. Детям было предложено построить мост, только из больших желтых квадратов.
- Социализация - самостоятельно выражать доброжелательность, понимание. В лесу была проблемная ситуация, мы нашли горшочек с медом, который надо было вернуть медведям.
- Здоровье - формировала представления детей о витаминах и их значимости. Когда варили манную кашу и добавляли мед.
В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы (будь то горшочек с медом, который надо вернуть или строительство моста, через речку, помогала приобрести новый опыт (когда варили кашу, активизировать самостоятельность (когда насыпали самостоятельно манную крупу себе в тарелки, добавляли молоко, мешали кашу) и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей. Однако были дети, которые работали в своем темпе, некоторые задание выполнили не много дольше, не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
В настоящее время большое внимание уделяю сенсорному развитию ребенка, то есть формированию у него сенсорных эталонов. Большую роль в реализации данной задачи играет использование элементов методики Марии Монтессори. Она разработала свою собственную методику раннего развития.
В малыше уже заложена способность самостоятельно обучаться и развиваться, нужно только создать правильные условия для роста ребенка. Эту возможность детям дала мудрая природа, которая наградила их мозг свойством впитывать каждую капельку новой информации. Увы, с возрастом эта способность теряется. Именно поэтому малыши так любознательны и любят самостоятельность.
Первое, чему должен научиться ребенок – это самообслуживанию. Что сюда входит: умение самостоятельно есть, пить, раздеваться, удовлетворять свои потребности. Большая ошибка современных родителей заключается в том, что они излишне стараются помочь своему ребенку, тем самым препятствуя благоприятному действию природных сил.
При этом, по мнению Монтессори, малыш должен сам выбирать, что он хочет делать. Знания, полученные ребенком самостоятельно, крепко оседают в голове и помогают динамичнее развиваться физически и эмоционально.
Также мною ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Особенно детям нравится играть с игровыми пособиями такого типа, как «Пуговички», «Перебери фасоль», «Зашнуруй ботинок», «Вкладыши».
Методика развития детей Монтессори помогает ребенку реализовать свой личностный потенциал и дает ему возможность интеллектуально обучаться в особом темпе, продиктованном его собственными потребностями, а также научиться самостоятельно добиваться поставленных целей. Родители, которые отдали предпочтение именно этому методу воспитания, утверждают, что их дети выросли свободными, сильными и самодостаточными.
Мария Монтессори в методике развития детей младшего возраста уделяет особое внимание инстинктивному развитию чувств, с помощью которых малыши впитывают свое окружение, поэтому практически все упражнения, в начальных стадиях применения элементов Монтессори, нацелены на зрительное и слуховое, тактильное и обонятельное восприятие.
Важной задачей является, развитие мелкой моторики и интерес для ребенка, ведь методика М. Монтессори основана на свободе выбора, а занятие любимыми делами всегда радует. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
Данная методика помогает детям быть:
1. более собранными, они показывают лучшие результаты по способности к сосредоточению и длительности удержания внимания.
2. Помогает формировать хорошее поведение, удивительно, но дети, которые занимаются тем, чем им нравится, прекращают много капризничать и проявлять себя не с лучшей стороны. Эту необычную особенность замечают сначала воспитатели в садике, а потом и сами родители.
Мы в своей группе организовали зону практической жизни. Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: уборка, мытье посуды, стирка, завязывание шнурков, рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки. Здесь могут находиться абсолютно любые предметы, которыми мы пользуемся в нашей жизни, вилки, ложки и многое другое. Например, ребенок может самостоятельно порезать хлеб, помыть посуду, постирать, самостоятельно организовать трудовую деятельность.
Играя с удовольствием в эти игры, ребёнок и не подозревает, что в это момент занимается очень важным для себя накоплением опыта в развитии внимания, памяти, логики, последовательности действий и воображения. В дальнейшем такие дети с большим рвением стремятся осваивать такие предметы, как математика, физика, химия, астрономия.
Я, подталкивая ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.
Я использую элементы методики Марии Монтессори, но упор на эту методику я не делаю, так как не все дети способны участвовать в данной деятельности.