Тамара Каширина
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Нашу группу посещают дети 2 – 3 летнего возраста. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И мы, как педагоги должны расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
Цель нашей работы : Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Основными задачами данной работы являются :
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве) .
План работы :
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
2. Определить содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего возраста;
3. Провести мониторинг уровня сенсорного развития детей первой младшей группы;
4. Составить перспективное планирование;
5. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;
6. Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии;
7. Разработать методические рекомендации для родителей;
8. Провести анкетирование педагогов и дать соответствующие рекомендации по повышению качества работы по сенсорному воспитанию;
9. Оценить результаты проделанной работы.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются : дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Для выполнения поставленных задач, мы создали соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместили разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику, и т. д.). Мы используем многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстегивание и застегивание молний, пуговиц, использование шнуровок); изготовили дидактические игры с прищепками, со шнуровкой, и так далее; оформили уголок сенсорики и назвали его «Почемучки».
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи мы решаем через игру. Прежде чем начать игру, вызываем у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаем различными приемами. Используем потешки, загадки, дидактические игрушки.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете, работу проводим поэтапно :
-на первом этапе формируем у детей умение ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Для реализации данного этапа проводим с детьми следующие дидактические игры :
«Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» ( при этом постоянно используем новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра не наскучила) ; «Найди пару» (варежки, сапожки) .
На первых занятиях цвета предметов не называем. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.
На втором этапе мы формируем у детей умение ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики) .
На данном этапе детям нравятся такие дидактические игры :
«Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».
Для заинтересованности детей используем различные дидактические материалы, чередуя их.
Все имеющиеся в группе дидактические материалы мы пополняем, приобретаем и изготовляем сами.
На этом этапе подводим детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.
Работа на третьем этапе - подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок) ; «Курочка и цыплята».
Конечно, бывают ошибки, но мы их по ходу игры исправляем. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации к книге «Цвета».
К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.
Для формирования представлений о форме предметов мы учим детей различать предметы с помощью операции сравнения ( например: побуждаем детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?» (Мячик по форме круглый, такой же круглый как апельсин). Далее предлагаем детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляем такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.
Для правильного определения величины у детей формируем следующие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».
В играх на определение величины используем самое большое количество предметов. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Дидактические игры : «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
Для развития тактильных ощущений используем такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».
Именно использование дидактической игры помогло нам повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчлененно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить мероприятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец года.
На начало учебного года дети, как правило, не имеют представления о цвете, форме, величине, не умеют анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знают, что такое сенсорные эталоны, неохотно играют в дидактические игры, не соблюдают правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. На конец учебного года, в результате проделанной работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился и составил: В=6 - 32%, С=9 -50%, Н=3 - 17%
Таким образом, данные, полученные в ходе нашей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ формирование знаний у ребенка. Она, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.