Тамара Арикян
Технология ТРИЗ как средство развития связной речи дошкольников
(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Тамара Каримжоновна Арикян, я являюсь воспитателем детского сада № 15. Хочу представить вашему вниманию доклад из опыта работы по теме «Технология ТРИЗ, как средство развития связной речи дошкольников».
Публикация «Технология ТРИЗ как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
(2 слайд) Основная цель ТРИЗ- технологиии – формирование у детей креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях своей деятельности. Значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств для развития речи, творческого воображения и мышления в соответствии с возрастными особенностями детей. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, перед ошибками, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
(3 слайд) Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, качественного изменения процесса речевого развития детей дошкольного возраста, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
(4 слайд) Как показал опыт работы с детьми, традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников. Поэтому я решила использовать технологию ТРИЗ для формирования у детей связной речи, т. к. считаю, что методические приёмы данной технологии способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения и отвечают требованиям ФГОС ДО.
(5 слайд) Сейчас я познакомлю вас с методическими приёмами, которые я уже применяла на практике. На начальном этапе рассказывания для определения объектов на картине я использую приём «подзорная труба».
(6-7слайд) Игра «Подзорная труба» способствует упражнению детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д. Каждый ребёнок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.
(8 слайд) Методический приём «Вхождение в картину».
Использование приема "Вхождение в картину" даёт возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи. Оказавшись на месте действия картины, ребята могут ощутить определенные запахи и услышать различные звуки. А так же могут пощупать, погладить определенные предметы.
(9 слайд-10)
Вывод:
Методы данной технологии позволили мне успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.