Алла Малахова
Формирование у старших дошкольников основ музыкальной культуры посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2014 года № 273-ФЗ говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий, открывающих возможности для личностного развития дошкольника, его творческих способностей, для развития музыкального и эстетического вкуса.
Поэтому возникновение опыта тесно связано с изучением проблемы формирования у детей основ музыкальной культуры (эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, музыкального мышления, творческого воображения, так как наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке.
Публикация «Формирование у старших дошкольников основ музыкальной культуры посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Родители и педагоги должны показать детям, дать им возможность узнать и полюбить другую музыку, которая должна занять свое уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Одной из наиболее эффективной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую продуктивную деятельность и сформировать у детей основы музыкальной культуры, способствовать развитию их музыкальных способностей посредством слушания классической музыки и эмоциональной отзывчивости на нее.
Классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.
Поэтому проблема музыкальной культуры актуальна и соответствует потребностям общества.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой работы по формированию основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста является проект «Классическая музыка и дети».
Одна из центральных позиций Д. Б. Кабалевского о доступности детям младшего возраста серьёзной музыки связана с обращением к музыкальной классике. Система Д. Кабалевского является значительным вкладом в теорию музыкального воспитания; важно добиться того, чтобы ребёнок не только слушал музыку, но и слышал её, не только воспринимал, но и сопереживал её содержание и настроение.
Цель опыта: создание условий для формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
В ходе реализации опыта работы были использованы технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми: технология проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технологии традиционного обучения: здоровьесберегающие, игровые.
Технология проектной деятельности реализуется на основе долгосрочного проекта «Классическая музыка и дети» в средней, старшей и подготовительной группе.
Развитие и формирование основ музыкальной культуры ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Главной формой для формирования основ музыкальной культуры и музыкального вкуса у детей стали музыкальные занятия.
В ходе музыкальных занятий происходило естественное развитие речи, способность ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения. Используя именно такое направление современной музыкальной педагогики, строила свою работу с дошкольниками по развитию формирования основ музыкальной культуры : ребенок сначала слышит классический музыкальный образец, затем проявляет свое эмоциональное отношения и после этого творчески реализовывает полученные впечатления, навыки и умения в других видах музыкальной деятельности.
Огромное значение для формирования основ музыкальной культуры имеют музыкально – дидактические игры. Изготовила интересные игры, которые увлекают детей и помогают им. Играя в игру «Сказочное дерево», дети старшей группы должны повесить на него сказочные яблочки, если угадают пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского. С удовольствием дети средней группы разгадывают загадки Белоснежки и гномиков, которые хотят узнать, к какому жанру относится звучащее произведение. В подготовительной группе дети любят играть в игру «Угадай, из какого оркестра инструмент?»
Формирование основ музыкальной культуры также происходит и во время праздников и развлечений, где дети не только показывают накопленные знания и умения, но узнают много новой полезной информации. Умело написанный сценарий только обогащает дошкольника.
С детьми проводились очень интересные развлечения и праздники, направленные на формирование основ музыкальной культуры : для средней группы «Куклины сказки» по пьесам из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Происшествие в музыкальном королевстве» для старших дошкольников и другие.
Все праздники и развлечения были направлены на формирование музыкального вкуса детей. Участие в праздниках научило дошкольников высказываться об отношении к музыке, о своих переживаниях, вызванных в процессе ее слушания, различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес, способствовала развитию творческих, слушательских и исполнительских навыков детей в процессе музыкальной деятельности.
На протяжении всего учебного года в гости к детям приходили ученики музыкальной школы со своими инструментами (гитара, скрипка, флейта, балалайка, баян). Дошкольники с большим вниманием и интересом слушали пьесы Чайковского, Грига, Римского – Корсакова в исполнении юных музыкантов. В результате таких встреч у детей развился тембровый слух, интерес к звучанию инструмента, у многих возникло желание продолжить обучение в музыкальной школе.
Важнейшее условие эффективности воспитания основ музыкальной культуры у детей - тесное сотрудничество педагога с родителями. Вместе с детьми родители были участниками музыкальной гостиной. Родители с удовольствием слушали рассказы о жизни и творчестве М. И. Глинки, Н. А. Римского – Корсакова, М. П. Мусоргского. Встречи в гостиной проходили на разнообразные темы: «Жизнь и творчество М. И. Глинки», «Лебединое озеро», «Сен – Санс. Карнавал животных». Такие встречи обогатили музыкальные впечатления и расширили кругозор родителей, убедили в пользе формирования музыкальной культуры у детей.
Проводились консультации и беседы на темы: «Эстетическое воспитание» (старшая группа, «Музыкальное воспитание ребенка в семье» (средняя группа, «Классическая музыка для дошкольника» (подготовительная группа, «Зачем ребенку музыка?». Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях, с удовольствием наблюдали, с каким интересом дети слушают музыку, эмоционально откликаются, стараются высказать свое мнение. Такие мероприятия способствуют и помогают в формировании музыкальной культуры и детей и их родителей. Дома вместе с детьми родители рисовали музыку, слушали классическую музыку и смотрели музыкальные сказки.
Вся проводимая работа способствовала тому, что дошкольники научились раскрывать художественное содержание произведения, научились выражать свои чувства в рисунках, составлять небольшие рассказы о прослушанном произведении, научились слушать музыку, чувствовать её и сопереживать.