Лариса Сычева
Исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития теории и практики дошкольного образования ознаменован принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что закономерно ведет к пересмотру форм и методов развития и воспитания детей. Новую актуальность в свете обозначенных изменений приобретает познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. В отличие от традиционных форм организации детской деятельности в детском саду, исследовательская деятельность позволяет воспитать ребенка активным, самостоятельным, способным принимать решения, ставить цели, планировать, договариваться со сверстниками и взрослыми, достигать намеченного результата. Одним из ориентиров, заданных стандартом, является индивидуализация дошкольного образования : построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок имеет возможность быть активным в выборе содержания и путей его освоения. Не менее важным является и то, что стандарт описывает характер взаимодействия воспитателя с детьми как содействие и сотрудничество. Подобное педагогическое общение на равных, учитывающее индивидуальные особенности каждого воспитанника, становится возможным в деятельности, предполагающей равноактивные позиции и взрослого и ребенка.
Публикация «Исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Исследовательская деятельность в ДОУ всегда актуальна и рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры – как стиль жизни современного человека.
Представители просветительской педагогики России А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков считали главным обучение детей живому познанию действительности через непосредственное соприкосновение с миром. Общеизвестно, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. По мнению Н. Н. Поддъякова, именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых месяцев его жизни. Основную задачу педагога видели в том, чтобы прийти на помощь природе ребенка, устранить все препятствия к естественному развитию заложенных в человеке задатков. Ж. Ж. Руссо призывал уважать личность ребенка, проявлять повышенное внимание к его интересам и запросам. Цель педагога – создать специальную развивающую среду, которая бы способствовала обогащению детского опыта, научить самостоятельно обдумывать и находить необходимую информацию. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Весь процесс обучения можно свести к одному пути – творческому поиску.
В настоящее время от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Эксперименты ведущих педагогов свидетельствуют о том, что уровень развития потребности в исследовательской деятельности находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше развита заинтересованность в познании нового, тем интенсивнее развивается организм. Дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше, проявляя биологически обусловленную любознательность. И исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений об окружающей действительности. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых свойств. В старшем дошкольном возрасте такие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности, которая включает такие же этапы, как работа настоящего ученого: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка сообщения, представление результатов.
Многим педагогам мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной. Но упрощение методики существенно обеднит процесс и, следовательно, педагогический результат работы. Таким образом, наша методическая задача формулируется так: сделать прохождение каждого этапа доступным для старшего дошкольника.
Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для исследовательской самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Однако педагоги – практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования.
Согласно концепции развития творческого потенциала личности программа требует предоставление ребенку возможности максимально активно проявлять себя не только в игровой образовательной ситуации, но и в свободной деятельности.
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отметили недостаточную заинтересованность в исследовательской деятельности, отсутствие стремления к поиску познания нового. Как решить эту проблему? Как помочь ребенку взаимодействовать с ближайшим окружением и направить в положительное русло естественную природную активность? Для этого необходимо сосредоточить усилия на оборудовании игровых развивающих зон :
- дидактические игры с элементами исследования;
- уголок речевого развития с необходимым оборудованием;
- книжный уголок с набором специальной литературы;
- «лаборатория природы» с разным материалом опытно – экспериментального исследовательского направления;
- «творческие мастерские» для самостоятельного творческого исследования с помощью подручного материала;
- «игровой уголок» с подбором игрушек из разного материала.
Исследовательская деятельность как специально организованная познавательная творческая деятельность характеризуется целенаправленностью, сознательностью в поиске интересной и полезной информации. Стремление к результату преследует следующие цели:
- создание развивающей среды для исследовательской деятельности и творческой самостоятельности старших дошкольников;
- повышение интереса к исследовательской деятельности;
-воспитание положительных качеств личности ребенка – ответственности, целеустремленности, чувства взаимопомощи.
Благодаря творческим способностям педагогов и родителей воспитанников, в группах появились «центры экспериментирования», которые являются специально организованной средой для развития исследовательской деятельности. Здесь подбирается всё необходимое для организации детской деятельности :
- иллюстративный материал разной тематики;
- познавательные игры на развитие логического мышления;
- схемы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- различные инструменты;
- журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
Работа в «центре экспериментирования» предполагает следующее:
- творческий подход в работе с детьми;
- проявление детской инициативы;
- самостоятельное выполнение работы детьми;
- оценка результата деятельности.
Формируя развивающую среду для исследовательской деятельности в группах, в своей работе с детьми необходимо задействовать и естественную природную среду ближайшего окружения на территории детского сада. Целенаправленно наблюдая за природными явлениями окружающей действительности, тем самым подталкиваем ребенка к познанию нового, неизведанного, интересного. В процессе опытной поисково – экспериментальной деятельности, необходимо направлять воспитанников на самостоятельный поиск ответов на свои вопросы.
Только тогда, когда ребенок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность.
Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает ему каналы для саморазвития. Постепенно воспитанники учатся определяться в выборе цели деятельности, размышлять о своих намерениях, о путях и способах выполнения действий. Все это обеспечивает развитие интеллектуальных способностей дошколят.
В этих условиях развивается не только интеллект, но и нравственно – волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника. На пути его продвижения к результату он встречает разнообразные трудности, которые необходимо преодолеть, проявив при этом упорство, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать, общаться со сверстниками и взрослыми. Ребенок в процессе самостоятельно выбранной деятельности испытывает массу чувств, связанных с переживанием удовольствия или неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности, удовлетворенности или неудовлетворенности. Повторение этих чувств постепенно формирует личность дошкольника, характер и определяет готовность к обучению в школе.
Создавая благоприятную среду для детских исследований, наблюдая за саморазвитием умственной силы дошкольников, необходимо придерживаться следующих принципов развивающего обучения :
- ориентация на познавательные интересы ребенка (творчество нельзя навязать извне, оно рождается на основе внутренней потребности);
- свобода выбора и ответственности за собственное обучение (при реализации, образование станет индивидуальной целью личности);
- опора на развитие умений самостоятельного поиска информации (развитие потребностей и способностей добыть знания).
Говоря о достижениях, необходимо осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения.
Формируя и расширяя развивающую среду для исследовательской деятельности, мы тем самым систематизируем знания детей, активизируем познавательную заинтересованность.
Полезных и интересных тем для исследований и изучения ребенком бесчисленное множество. Ребенок растет и продолжает развиваться, интересуется, постоянно находится в поиске неизведанного, нового. Все это позволяет формировать у ребенка готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.