ОЛЯ КОБЕЛЕВА
Диссеминация опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир театра и превратиться в одного из героев сказки? Самые робкие наверняка хотели испытать себя в опасном и ответственном деле, неугомонные задумывались: какую роль выбрать? Сколько загадок, возможностей перевоплощения, игры таит в себе театральное искусство! Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальном мире, так же, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
Публикация «Диссеминация опыта работы „Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• Расширением и углублением знаний детей об окружающем мире;
• Развитием чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формированием опыта нравственного поведения;
• Активизированием и совершенствованием словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности;
• Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;
• Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
• Стимулирование развития творческой, поисковой активности, самостоятельности детей.
Использовать театрализацию в воспитании детей меня побудило то, что в 2014 года я начала работать в группе детей среднего возраста, многие из которых плохо владели русским языком. Из-за чего они были малообщительными, робкими, скованными, хотя в них был заметен скрытый творческий потенциал. А ведь всем известно, что именно театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
На первом этапе дети являлись только зрителями, т. к. они не могли сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым в театрализации. Моя речь служила для них образцом для подражания. Дети наблюдали как я говорю, действую за персонажей, имитирую ролевые движения, старались чувствовать интонацию, особенно построенную на контрастах. Особое внимание при этом я уделяла анализу сюжета, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных действах, различению их цвета, формы, величины.
Спустя некоторое время, дети сами стали участниками постановок с использованием традиционного детского материала: сказок, потешек, закличек, дразнилок и песенок. Как показал опыт, для такой деятельности необходима особая предметно-пространственная среда. Она была создана в мини – музее «Русская горница». Печка, сундук «со сказками» и интересными вещами, ларец с «загадками», колыбелька с младенцем «оживают» и создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим.
Постепенно творческая активность детей возрастала, детям становилось интересно, когда они не только говорили, но и действовали как сказочные герои. Они пытались имитировать ролевые движения, наблюдали друг за другом, старались лучше и лучше играть роль. Именно благодаря этому дети моей группы стали постоянными и активными участниками театрализованных представлений для малышей.
Знакомя детей с традициями русского народа, мы не забываем, что живем на Ямале, где есть своя самобытная культура, свои сказки, притчи, обычаи. Для приобщения детей к культуре народов Севера, инсценировали сказку «О добром сердце» Юрия Афанасьева.
В нашем детском саду музыкальным руководителем работает – Мозжерина Елена Николаевна, которую отличает творческий подход к работе, глубокие знания основ культуры, искусства и детской психологии. Это позволяет ей, не прибегая к натаскиванию, изнурительным репетициям, добиться, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя и получить положительный эмоциональный заряд. Работая в тесном сотрудничестве с Еленой Николаевной, мы использовали театрализованные постановки на всех праздниках и развлечениях, привлекая тем самым внимание родителей к уникальным способностям их детей.
Праздники – особая любимая часть нашей общей деятельности. Родители – полноправные участники таких действ от идеи до воплощения. Такое взаимодействие побуждает к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и воспитателей; родителей – детей - воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы. Есть еще одна большая ценность в этой форме общения: она позволяет взрослым «доиграть» свое детство, в игре стать «равным» ребенку.
Исходя из полученного опыта, я пришла к выводу, что пробуждать интерес к театрализованной деятельности, как к основному средству развития личности ребенка, необходимо с самого раннего возраста.