Пухкий Екатерина
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 Еманжелинского муниципального района Челябинской области
ТЕМА:
«Развитие творческих способностей детей
средствами театрального искусства».
Воспитатель: Екатерина Вячеславовна Пухкий
Пояснительная записка
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем позднее периоды личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.»
В. А. Сухомлинский
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность- изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и другие.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих возможностей представляет театрализованная деятельность. Дети в процессе самостоятельной художественной деятельности научились общаться в диалоге, перевоплощаться в различные образы, использовать различные виды театров.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности начиная с 1 младшей группы по подготовительную. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности ДОУ с учётом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведённой в конце.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими).
3. Обучить детей приёмам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и перевоплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастов с различными видами театров.
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
7. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю в первую или во вторую половину дня.
Продолжительность занятий:
1 младшая группа-10 минут,
2 младшая группа-15 минут,
средняя группа-20 минут,
старшая группа-25минут,
подготовительная группа-30 минут.
Для наиболее полного обогащения знаний детей планируется циклограмма по театрализованной деятельности по всем возрастным группам.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый в мае
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю и оценивают её.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые ложатся в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
6. «Физическое воспитание», где дети учатся через основные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Содержание программы
Содержание программы включает в себя 6 блоков.
Блок №1- Основы кукловождения.
Блок№2- Знакомство с основами кукольного театра.
Блок№3- Знакомство с основами актерского мастерства.
Блок№4- Знакомство с основами драматизации.
Блок№5- Самостоятельная театральная деятельность.
Блок №6- Создание театрального коллектива.
Программа 2 младшей группы (сентябрь-май)
Блоки Базовый компонент Компонент ДОУ
Знакомство с основами драматизации
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам,
Посредством интонации, мимики, жестов. Сентябрь-ноябрь
Задачи: формировать положительное отношение к играм-драматизациям. Поощрять стремление детей участвовать в играх по собственному желанию.
Сказки: «Курочка ряба» «Репка» «Колобок»
Декабрь-февраль
Задачи: формировать правильную, эмоциональную речь детей. Активизировать словарь.
Сказки: «Маша и медведь» «Пых» «Утёнок и цыплёнок»
Март-май
Задачи: продолжать воспитывать у детей заинтересованное отношение к игре-драматизации.
Сказки: «Заюшкина избушка» «Маша и медведь» «Теремок»
Основы кукловождения Учить детей использовать в играх образные игрушки, настольный театр. Сентябрь-ноябрь
Задачи: формировать умение детей пользоваться куклами настольного театра.
Игра «Кто играет во дворе» Е. Лаврентьева
«Сорока-ворона» «Потеряли ребятки по дороге перчатки»
Декабрь-февраль
Задачи: плоскостной театр- Игра «Давай познакомимся» «Мешок с сюрпризом» «Выросла репка большая, пребольшая»
Март
Задачи: пальчиковый театр «Репка» «Теремок» «Лиса, заяц и петух»
Апрель-май
Задачи: знакомить детей с настольной ширмой, с приёмами вождения кукольного театра «Би-Ба-Бо» «Рукавичка»
Игра «Ох и хитрая лиса» «Стоит в поле теремок» «Петушок-петушок» «козлятки и волк»
Основы актёрского
мастерства Воспитывать умение детей самостоятельно пользоваться оборудованием «Уголка ряженья» Сентябрь-ноябрь
Задачи: формировать у детей характерные движения, жесты героев. Знакомить детей с пиктограммами (веселье, грусть)
Упражнение «Ходить как лиса» «Прыгает как зайчик» «Дрожит как заяц» «Солёный чай»
Декабрь-февраль
Задачи: учить детей выступать в роли со сцены. Развивать память, внимание.
Рассказывание стихов А. Барто «Мишка косолапый» «Зайка» «Идёт бычок качается»
Март- май
Задачи: развивать у детей способность правильно понимать мимику и жесты.
«Угости товарища конфетой из кулька» «ложимся спать» «птички летают, клюют, пьют воду»
Программа средней группы (сентябрь-май)
Основы кукловождения Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра Сентябрь-ноябрь
Задачи: формировать навыки кукловождения, плоскостной, деревянной, мягкой игрушками настольного театра.
Игра «Разговор кукол за ширмой» «К нам пришли поросята» «Пляска Маши» «Медведь и лиса»
Декабрь-февраль
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, с приёмами вождения верховых кукол. Театр «Рукавичка» «Би-ба-бо» Этюды «Мама гуляет» «Две мышки» «Дед и репка»
Март-май
Задачи: продолжать обучать детей приёмам вождения верховыми куклами.
Основы кукольного театра Сентябрь-ноябрь
Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей. Воспитывать умения следить за развитием действия в сказке. Развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступков действующих лиц.
Сказки «Заюшкина избушка» «Бычок –смоляной бочок»
Декабрь-февраль
Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Формировать эмоциональную выразительность речи детей. Познакомить детей с театральной ширмой, приёмами вождения верховых кукол.
Игра «Театр двух актёров» «Маша и медведь»
Индивидуальная работа «Учить играть с куклами за ширмой» «Две подружки» «Теремок»
Март-май
Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в показе кукольного театра.
Сказки «Загорелся Кошкин дом» «Заюшкина избушка» «Колосок»
Самостоятельная театральная деятельность Сентябрь-ноябрь
Задачи: побуждать детей играть с куклами различного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения.
Декабрь-февраль
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с куклами за ширмой, театром «Рукавичка»
Март-май
Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях, самостоятельно используя как элементы костюмов, так и всевозможные декорации.