Галина Мануковская
Дипломная работа «Преемственность школьного и дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение….…. 3
Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы по теме: «Преемственность дошкольного и школьного образования»
1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…. 8
1.2. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста …. 13
1.3. Современное определение понятия «готовность к школе» …. 25
Публикация «Дипломная работа „Преемственность школьного и дошкольного образования“» размещена в разделах
1.4. Анализ существующих методов определения готовности детей к школе. 35
1.5. Требования к профессиональной подготовленности, компетентности
воспитателя детского сада …. 44
Выводы по первой главе …. …. 47
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме : «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»
2.1. Организационно – диагностический этап …. 49
2.2. Интерпретационный этап …. 54
2.3. Формирующий этап …. 59 2.4 Обобщающий этап … 61
Выводы по 2 главе …. 64
Заключение…. … 65
Источники и литература…. 70
Приложения….73
Введение
От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определённый объём полученных знаний и умений. Формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования, уделялось мало времени.
В настоящее время необходим новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий.
Подготовка к обучению не должна дублировать программу первоклассника, потому что тогда процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и
развивающим для учеников. Но в тоже время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.
Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно, не ошеломляет лавиной впечатлений».
3
Стратегическими линиями работы в дошкольном учреждении выступают развитие любознательности ребёнка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы заключается в развитии познавательного интереса, умения решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности, ролевой идентификации в различных учебных ситуациях. Основным связующим звеном при переходе ребёнка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая «размыванию» границ между дошкольником и первоклассником. Главное условие успешного обучения ребёнка в первом классе – это наличие у него мотивов: приобретение знаний, интерес к учёбе, отношение к учению как главному делу своей жизни. Предпосылки возникновения мотивов – это желание дошкольника стать учеником и стремиться узнать новое.
Каким же должен быть портрет будущего первоклассника – выпускника детского сада? Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребёнок активно взаимодействует с взрослыми и детьми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, сдерживать свои эмоции. Ребёнок может выполнять инструкции воспитателя – педагога, следовать установленным правилам. Волевое начало в действиях ребёнка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получится. А школа должна «подхватить» достижения ребёнка и организовать свою педагогическую практику, развивать накопленный им потенциал. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системы. От того, как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное, будет зависеть его успешность результативность.
4
Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: А. Дистервега, Я. Л. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского и других.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи.
Сотрудничество воспитателя и учителя определяются следующими паритетными направлениями:
- взаимное ознакомление с программами;
- взаимное посещение открытых уроков;
- ознакомление с методами и формами работы;
- специальные беседы о развитии детей;
Сотрудничество с другими учреждениями:
- с методическим кабинетом и районным отделом образования
- обоюдное участие в педагогических советах, семинарах
- с психолого – педагогической консультацией и детским врачом
Целью сотрудничества является обеспечить взаимосвязи и преемственности влияния на детей.
Основными задачами при этом являются:
- обеспечение естественного перехода из детского сада в школу;
- улучшение подготовки 5 – 6 летних детей к школе;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;
- помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Таким образом, проблема обеспечения преемственности между дошкольным учреждением и школой – пожалуй, самый волнующий аспект решения затронутой нами темы. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы детского сада и школы в современных условиях.
5
Объект исследования: преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой.
Предмет исследования: деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы
Цель исследования: определить психолого – педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.
Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:
• воспитатель планирует работу в системе
• взаимодействует с педагогами школы, родителями
• учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
• использует различные формы и методы работы
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определение психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
4. Анализ и сравнение действующих программ, посвящённых подготовке детей к школе и программы начальных классов общеобразовательной школы.
5. Проведение и интерпретация опытно – экспериментальной работы по теме исследования.
6
Этапы исследования:
- На первом этапе осуществлялось изучение и анализ состояния исследования проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой; анализ педагогического опыта; определение цели, задач, гипотезы.
- Второй этап включал организацию и проведение опытно – экспериментальной работы по теме : «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы», в ходе которой была подвергнута проверке гипотеза исследования.
- Третий этап был посвящен обобщению и интерпретации полученных результатов теоретической и опытно – экспериментальной работы; разработке рекомендаций; подготовке редакционно-технического оформления выпускной квалификационной работы.