Приложение МААМ

Дипломная работа «Преемственность школьного и дошкольного образования»

Галина Мануковская
Дипломная работа «Преемственность школьного и дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление

Введение….…. 3

Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы по теме: «Преемственность дошкольного и школьного образования»

1.1. Современные проблемы преемственности ДОУ и школы…. 8

1.2. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного

возраста …. 13

1.3. Современное определение понятия «готовность к школе» …. 25

Публикация «Дипломная работа „Преемственность школьного и дошкольного образования“» размещена в разделах

1.4. Анализ существующих методов определения готовности детей к школе. 35

1.5. Требования к профессиональной подготовленности, компетентности

воспитателя детского сада …. 44

Выводы по первой главе …. …. 47

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по теме : «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы»

2.1. Организационно – диагностический этап …. 49

2.2. Интерпретационный этап …. 54

2.3. Формирующий этап …. 59 2.4 Обобщающий этап … 61

Выводы по 2 главе …. 64

Заключение…. … 65

Источники и литература…. 70

Приложения….73

Введение

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям.

В. А. Сухомлинский.

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определённый объём полученных знаний и умений. Формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования, уделялось мало времени.

В настоящее время необходим новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий.

Подготовка к обучению не должна дублировать программу первоклассника, потому что тогда процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и

развивающим для учеников. Но в тоже время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.

Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно, не ошеломляет лавиной впечатлений».

3

Стратегическими линиями работы в дошкольном учреждении выступают развитие любознательности ребёнка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы заключается в развитии познавательного интереса, умения решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности, ролевой идентификации в различных учебных ситуациях. Основным связующим звеном при переходе ребёнка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая «размыванию» границ между дошкольником и первоклассником. Главное условие успешного обучения ребёнка в первом классе – это наличие у него мотивов: приобретение знаний, интерес к учёбе, отношение к учению как главному делу своей жизни. Предпосылки возникновения мотивов – это желание дошкольника стать учеником и стремиться узнать новое.

Каким же должен быть портрет будущего первоклассника – выпускника детского сада? Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребёнок активно взаимодействует с взрослыми и детьми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, сдерживать свои эмоции. Ребёнок может выполнять инструкции воспитателя – педагога, следовать установленным правилам. Волевое начало в действиях ребёнка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получится. А школа должна «подхватить» достижения ребёнка и организовать свою педагогическую практику, развивать накопленный им потенциал. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системы. От того, как будут взаимодействовать два звена образовательного процесса (дошкольное и начальное, будет зависеть его успешность результативность.

4

Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: А. Дистервега, Я. Л. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского и других.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи.

Сотрудничество воспитателя и учителя определяются следующими паритетными направлениями:

- взаимное ознакомление с программами;

- взаимное посещение открытых уроков;

- ознакомление с методами и формами работы;

- специальные беседы о развитии детей;

Сотрудничество с другими учреждениями:

- с методическим кабинетом и районным отделом образования

- обоюдное участие в педагогических советах, семинарах

- с психолого – педагогической консультацией и детским врачом

Целью сотрудничества является обеспечить взаимосвязи и преемственности влияния на детей.

Основными задачами при этом являются:

- обеспечение естественного перехода из детского сада в школу;

- улучшение подготовки 5 – 6 летних детей к школе;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

- помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Таким образом, проблема обеспечения преемственности между дошкольным учреждением и школой – пожалуй, самый волнующий аспект решения затронутой нами темы. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы детского сада и школы в современных условиях.

5

Объект исследования: преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Предмет исследования: деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы

Цель исследования: определить психолого – педагогические условия, обеспечивающие преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.

Гипотеза: деятельность по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой будет протекать успешно, если учитываются следующие условия:

• воспитатель планирует работу в системе

• взаимодействует с педагогами школы, родителями

• учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

• использует различные формы и методы работы

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Определение психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.

4. Анализ и сравнение действующих программ, посвящённых подготовке детей к школе и программы начальных классов общеобразовательной школы.

5. Проведение и интерпретация опытно – экспериментальной работы по теме исследования.

6

Этапы исследования:

- На первом этапе осуществлялось изучение и анализ состояния исследования проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой; анализ педагогического опыта; определение цели, задач, гипотезы.

- Второй этап включал организацию и проведение опытно – экспериментальной работы по теме : «Деятельность воспитателя по обеспечению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы», в ходе которой была подвергнута проверке гипотеза исследования.

- Третий этап был посвящен обобщению и интерпретации полученных результатов теоретической и опытно – экспериментальной работы; разработке рекомендаций; подготовке редакционно-технического оформления выпускной квалификационной работы.

Публикации по теме:

Интеграция ОО «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Работа с родителями Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования.

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

Преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Преемственность образовательных программ.

«В гостях у сказки». Преемственность дошкольного образования«В гостях у сказки». Преемственность дошкольного образования Преемственность дошкольного образования и ФГОС Именно обеспечение такого понятия, как преемственность дошкольного образование, выступило.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт)Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Красноярский край Канский район Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты» Название работы: Преемственность.

Программа дополнительного образования «Юный эколог». Кружковая работа Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа) Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог».

Работа с семьёй ДОУ в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является.

Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г. Чебоксары» РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО.

Стратегии поликультурного образования в деятельности учреждений дошкольного образования В XXI веке необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая общегосударственные интересы и национально-культурные особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дипломная работа «Преемственность школьного и дошкольного образования»
Опубликовано: 11 января 2016 в 22:24
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дипломная работа «Преемственность школьного и дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мануковская (УИ 242073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД