Титушина Наталья Валерьевна
Работа школьного социального педагога с детьми группы «риска»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №56 г. Чебоксары»
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ «РИСКА»
Характеристика подростков группы «риска»
Школьные факторы риска
1. Привычное прогуливание уроков с употреблением ПАВ возле школы.
2. Негативный взгляд на школьный опыт.
3. Уклонения от участия в школьной деятельности.
4. Отсутствие контакта с учителями.
Публикация «Работа школьного социального педагога с детьми группы „риска“» размещена в разделах
5. Низкий уровень использования доступной помощи.
Факторы риска в среде сверстников.
1. Общение с девиантными подростками.
2. Общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ.
3. Общение со сверстниками, не имеющими целей продвижения в учебе.
4. Восприимчивость к негативному влиянию сверстников.
Семейные факторы риска.
1. Семейный стресс и серьезные конфликты в семье.
2. Слабая связь семьи со школой.
3. Нечеткие, недостаточно строгие правила в семье
4. Насилие в воспитании.
5. Злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье.
6. Неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.
Индивидуальные факторы риска.
1. Импульсивность.
2. Лтсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений.
3. Неконтролируемые эмоции.
4. Беспомощность в учебе.
5. Употребление ПАВ для маскировки чувств.
6. Низкая самооценка, отклонения в представлении о себе.
7. Недостаточные социальные навыки общения.
ПЛАН
изучения семьи школьника группы «риска»
1. Состав семьи.
2. Общие сведения о родителях (лицах их заменяющих).
3. Материальное благополучие семьи.
4. Жилищные условия семьи.
5. Образование родителй (лиц их заменяющих).
6. Участие родителей (лиц их заменяющих) в общественной деятельности.
7. 7. Культура общения и взаимоотношений в семье.
8. Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
9. Кто из членов семьи является авторитетом для ребенка и почему?
10. Характктеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка в семье.
11. Осуществление контроля со стороны родителей (лиц их заменяющих) за поведением и учебой школьника.
12. Как выполняет семья рекомендации и требования школы.
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ГРУППЫ «РИСКА».
(проверка работы классного руководителя с детьми группы «риска»)
Выбрать 1-2 класса, где больше всего детей, относятся к данной категории.
- имеется ли план воспитательной работы, утвержденный заместителем директора по воспитательной работе. Какие мероприятия проведены;
- социальный паспорт класса;
- состав родительского комитета;
- тематика родительских собраний на учебный год;
- сколько детей состоит на внутришкольном учете, на учете в милиции, комиссии. За что и когда был поставлен на учет. Учет и анализ правонарушений учащихся класса за предыдущие годы;
- где занимаются эти дети во вннеурочное время, имеют ли общественные поручения, шефа-наставника, какое участие принимают в жизни класса, проведении общешкольных мероприятий;
- анализ пропусков уроков (посчитать по журналу количество пропусков уроков по неуважительным причинам). Какие меры, помощь были к ним приняты. Как работали с родителями;
-сколько семей трудновоспитуемых посетил классный руководитель, было предпринято по улучшению условий жизни и учебы ребенка;
-какие меры принял классный руководитель по изоляции ребенка из неблагополучной семьи;
- какая материальная помощь оказана сиротам, детям из малообеспеченных семей (перечислить по фамилиям, что именно);
- как организуется контроль над отдыхом детей в каникулы, выходные, а также за посещением трудновоспитуемых кружков и секций;
- индивидуальные планы работы с детьми группы «риска». Его исполнение, анализ проведенных мероприятий, их эффективность.
КАРТОЧКА УЧЕТА
ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Название ОУ:___
Ф. И. О. ребенка ___
Класс ___
Классный руководитель ___
Адрес, телефон ___
Мать (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон)___
___
Отец (Ф. И. О. дата рождения, образование, место работы, должность, размер зарплаты, рабочий телефон) ___
___
Условия проживания (краткая характеристика жилья; условий, созданных для несовершеннолетних) ___
___
Даты обследования на дому ___
___
___
Индикатор неблагополучия школьника ___
___
Форма работы с ребенком ___ ___
Формы работы с семьей
___
Необходимая помощь
___
___
Дата постановки на учет ___
Причина постановки на учет ___
Дата снятия с учета ___
Причина снятия с учета ___
Социальный педагог : /Н. В. Титушина. /
Индикатор неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность
- взаимоотношения со сверстниками
- проведение свободного времени
- отношение к труду и профессиональной ориентации
- поведение и поступки
Форма работы с ребенком :
- проведение профилактических бесед
- посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
- направление на консультацию к психологу или к врачам
- содействие в трудоустройстве
- помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
-разбор конфликтных ситуаций
- посещение на дому
Формы работы с семьей :
- посещения
- беседы
- приглашение на Совет профилактики, КДН,
- привлечение к работе в классе, в школе
- проведение консультаций для родителей
- выступление на родительских собраниях
-предложение рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.
Оценка жизненных целей ребенка, его направленности
Вопросы: (выбери и подчеркни).
1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего (выбери пять главных проблем)
- денежные проблемы твоей семьи
- отношения с родителями
- отношения между родителями
- отношения со сверстниками
- конфликты с педагогами
-трудности усвоения школьной программы
- здоровье близких родственников
-чем заняться в свободное время
- личная жизнь
-что-либо другое (что именно)
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
- с высокой зарплатой
- с гарантией от безработицы
-престижную
- не вредную для здоровья
- связанную с разъездами, новыми впечатлениями
- требующую личной предприимчивости, изобретательности
- нужную стране,людям
- связанную с общением с детьми
- связанную с общением с животными
- другую (какую именно)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Карта наблюдений разработана для ранней диагностики отклоняющего поведения. Заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным педагогом совместно.
Ф. И. учащегося ___Класс ___
Критерии наблюдения Не наблюдается Иногда Часто
1 2 3 4 5
1. Учебная деятельность:
- равнодушие;
-нежелание учится;
-низкая успеваемость;
-затруднения в освоении учебных программ;
- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
2. Взаимоотношения со сверстниками.
- Положение в классе:
- изоляция;
-противопоставление себя коллективу;
- положение дезорганизатора;
- положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся.
Взаимоотношения со сверстниками:
- жестокое обращение со слабыми и младшими;
- пренебрежительное отношение к сверстникам;
- принадлежность к той или иной молодежной группе
3. Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
- грубость, хамство;
-бестактность;
- ложь.
С родителями:
- конфликтный характер;
- ложь;
- грубость, хамство.
4. Проведение свободного времени:
-бросил заниматься в кружке, секции, студии;
- в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);
-употребляет спиртные напитки;
- курит;
-зарабатывает себе на жизнь.
5. Отношение к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников) :
- незнание своих возможностей и способностей;
-профессиональная неопределенность;
-неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.
Отношение к труду:
-отрицательное отношение к работе;
-невыполнение трудовых обязанностей в школе;
-неисполнение трудовых обязанностей дома;
-недобросовестное отношение к труду.
6 Поведение и поступки.
В школе :
- прогулы;
- нарушение дисциплины;
-нецензурная брань;
-жаргонная речь;
-порча школьного имущества;
-срыв уроков;
- драки.
В семье:
- побеги из дома;
- невыполнение домашних обязанностей;
- непослушание;
- ложь.
Противоправные поступки:
- бродяжничество;
-- попрошайничество;
- азартные игры;
- употребление наркотиков;
- проституция;
-кража;
-вымогательство;
- порча имущества;
- нанесение телесных повреждений (в результате драки).
Классный руководитель:
Социальный педагог : Н. В. Титушина
Психолог: Н. А. Панова