Екатерина Поклад
Стратегии поликультурного образования в деятельности учреждений дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В XXI веке необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая общегосударственные интересы и национально-культурные особенности народов России, исходящая из сложных условий межкультурного диалога в многонациональном обществе и настоятельной необходимости проектировать гармонию межэтнических и межконфессиональных отношений[ 2:32].
Растущее осознание мировой общественностью обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к изменяющимся условиям жизни выдвинуло в качестве одного из приоритетных стратегических направлений подготовки профессиональных кадров во многих странах поликультурное образование. Эффективным средством для решения этой проблемы является реализация государством стратегий поликультурного образования в учреждениях дошкольного образования, в ходе которых осуществляется целенаправленное развитие поликультурных процессов в обществе.
Публикация «Стратегии поликультурного образования в деятельности учреждений дошкольного образования» размещена в разделах
Анализ стратегий поликультурной модели образования позволил определить его основные задачи: овладение воспитанниками детских садов культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям; формирование и развитие умений и навыков взаимодействия с представителями различных культур; воспитание студентов в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения, а также некоторые педагогические принципы, на которых фокусируется формирование поликультурного сознания : принцип гуманизма (воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств); принцип кросскультурализма (воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов) [ 1:32].
Изучение и критический анализ зарубежной и отечественной литературы монографического, публицистического характера, учебных пособий дают основание считать, что проблема реализации стратегий поликультурного образования в деятельности учреждений дошкольного образования пока еще не получила достаточного научного
обоснования.
На основе результатов изучения научной литературы [2, 3] и практики работы учреждений дошкольного образования мною разработаны следующие рекомендации для работников учреждений дошкольного образования :
1. Учитывать «принцип преемственности». Трансляция этнокультурной информации должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни.
2. Руководствоваться «принципом дифференциации и разнообразия». Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира.
3. Внедрять «принцип креативности». В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и — одновременно — целью общественного и культурного развития.
4. Учитывать «принцип культурной целостности». Понимание культуры требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения учащимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Только культурные практики, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности.
5. Руководствоваться «принципом объемной (стереоскопической) картины мира». Образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат учащиеся. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент.