Татьяна Катасонова
Работа с семьёй ДОУ в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования в федеральнос государственном образовательном стандарте :
Публикация «Работа с семьёй ДОУ в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» размещена в разделах
- сотрудничество ДОУ с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Также в федеральном государственном образовательном стандарте говорится о важности разъяснения родителям целей и содержания образовательной деятельности. Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.
Цель: создать единую систему работы по воспитанию детей в семье и ДОУ, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
Задачи:
установить партнерские отношения, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;
создать атмосферу общности интересов, комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха;
обеспечить психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
активизировать воспитательные умения родителей;
реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный к каждой конкретной семье;
использовать различные формы сотрудничества с родителями для вовлечения их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
включить родителей в общественные формы самоуправления ДОУ;
пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Ожидаемые результаты:
создание благоприятных условия для повышения правовой, педагогической и психологической грамотности родителей
изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения
родители активные и равноправные участники воспитательно – образовательного процесса ДОУ
расширение средств и методов работы с родителями, способствующих созданию системы комплексной работы с родителями
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с семьёй.
Формирование отношений сотрудничества между воспитателями и современной семьей длительный и непростой процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих взаимоотношений.
В процессе взаимодействия с семьей, дошкольному учреждению важно опираться на следующие принципы:
открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечить возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Иметь возможность влиять на деятельность ДОУ;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к взаимодействию с семьями;
преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон;
гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ;
обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь.
Условия, способствующие развитию сотрудничества:
равенство позиций партнеров;
доброжелательность, открытость, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон, с учетом индивидуальных способностей и возможностей;
доверительные отношения не навязываются, а проявляются как естественное желание обоих сторон.
Основные направления сотрудничества с родителями в переходе на ФОС ДОУ:
изучение потребностей родителей на образовательные услуги, для определения перспектив развития ДОУ, содержания работы и форм организации;
психолого – педагогическое сопровождение семьи;
вовлечение родителей в образовательный процесс;
просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры через: изучение особенностей физического и психического развития ребенка на разных возрастных этапах, пропаганда здорового образа жизни;
знакомство с современными системами семейного воспитания.
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ
1 этап – актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка;
2 этап – педагогическое просвещение родителей как заказчика на образовательные услуги ДОУ;
3 этап – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу заложен деятельный подход
Основные блоки по работе с родителями :
Блоки Основные задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической компетенции родителей Лекции, семинары – практикумы, родительские собрания, консультации и т. д.
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ Соревнования, конкурсы, дни открытых дверей, совместные мероприятия
Психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования
Информационное просвещение Обучающее просвещение
Знакомство с возрастными особенностями детей
Знакомство с оздоровительными мероприятиями
Знакомство с методами воспитательно - образовательного процесса Вооружать родителей умениями:
Руководить детской деятельностью
Развивать речь
Укреплять физическое и психическое здоровье
Развивать любознательность
Развивать личность ребенка
В работе с семьёй используем активные формы работы : традиционные и инновационные.
Традиционные: родительское собрание, день открытых дверей, совместные дела семьи и учреждения, опосредованное взаимодействие, консультации (тематические и индивидуальные, семейные праздники, анкетирования родителей и т. д.
Инновационные: самоуправление, семинары для родителей, групповые тренинги, круглый стол, социально-психологические тренинги, диспут-размышление, творческие встречи педагогов и родителей.
Хочу подробнее остановится на некоторых инновационных формах работы :
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Круглый стол. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
Объединение усилий семьи и дошкольного учреждения, как одного из социальных институтов, открывает пути к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения, формированию общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Формы совместных мероприятий педагогов, родителей, детей
Совместные мероприятия педагогов и родителей
Совместные мероприятия педагогов, родителей, детей
Родительские собрания Неделя открытых дверей
Конференции Смотры - конкурсы
Консультации Выставки
Тематические фотовыставки Праздники
Беседы Развлечения
Педагогические советы Оформление групп
Папки - передвижки Соревнования
Оформление уголка для родителей Благоустройство территории ДОУ
Семинары - практикумы Строительство зимнего городка
Обмен опытом Изготовления альбомов
Родительский комитет Изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр
Творческие и исследовательские проекты
Система работы ДОУ с родителями
Два раза в год проводятся общие родительские собрания. Первое «Организационное», на котором родители знакомятся с перспективной работой детского сада в течение года, второе тематическое – для оказания помощи родителям в воспитании детей, с проведением мастер – класса. Ежеквартально проводятся родительские собрания во всех возрастных группах, с привлечением специалистов.
Родителей активно вовлекаем в жизнь детского сада, приглашаем на праздники и развлечения.
Регулярно для родителей обновляются информационные стенды, проводятся индивидуальные беседы, консультации.
Постоянно разрабатываются и раздаются буклеты по разной тематике – это приобщение к здоровому образу жизни, профилактика вирусных и информационных заболеваний, буклеты по ЧС,пожарной безопасности, а также памятки «Игры дома и на улице», «Если ребенка позвал
незнакомец», «Как провести полезно выходные с ребенком» и др. Ежедневно в каждой возрастной группе вывешивается информация для родителей «Чем мы сегодня занимались».
Один раз в год для родителей проходят Дни открытых дверей, а так же в любое время родители могут посетить детский сад в течение дня и понаблюдать за своим малышом в режимных моментах.