Анна Багинская
Конспект занятия «Дифференциация твердых и мягких согласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия.
Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.
Цель: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация твердых и мягких согласных“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Учить различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах, учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное восприятие, фонематическое восприятие
- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог,
умение использовать в речи слова- приветствия и слова-прощания, выражать свое мнение.
- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство сплоченности группы.
Оборудование:
- тетради,
- зеркала,
- картинки героев: Мастер Том и мастер Тим
- Язычок,
- мячик,
- цветные карандаши.
- буквы, написанные зеленым и синим цветом
- веера гласных букв
- карточки
Ход занятия:
Этапы Содержание этапа Деятельность детей
1. Организационно-положительный.
Цель: настрой на работу - Ребята, встаньте все в круг. Посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости.
Поприветствуем гостей, скажем: «Здравствуйте».
Начнем наше занятие.
Изображают удивление.
Изображают радость.
Здороваются
Ритуал начала занятия «Цветок» -Ребята, возьмемся за руки. Мы с вами один большой цветок. Соединим руки в центре круга, тихо постоим и передадим тепло своих рук друг другу. Цветок наш открывается, занятье начинается.
Упражнение «Здравствуй, друг!»
Цель: развитие умения употреблять слова-приветствия, ориентироваться в собственном теле - Поздороваемся плечами друг с другом.
- Садимся на свои места. Говорят разные слова приветствия.
Беседа о весне.
Цель: развитие кругозора, сукцессивных способностей - Какое сейчас время года?
- Какое время года будет после весны?
А какое было перед весной?
- Назовите весенние месяца.
- Назовите основные признаки весны.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Цель: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания Послушаем весеннюю сказку, сделаем упражнения для языка и губ.
Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на крылечко. А на улице солнышко ярко светит, вот и весна пришла. Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на солнышке, ему тепло, приятно.
- Чем так пахнет? - удивился язычок
(покажем, как он удивился)
Это запах первых листочков, теплого весеннего ветерка. Понюхаем, как пахнет весной. Глубокий вдох носом, на выдохе произносим фразу «Ах, как пахнет весной!»
Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой: с-с-с. А теперь ветерок стал теплым, ласковым: ш-ш-ш. Посмотрел язычок вверх, а на крыше сосулька тает, лужи кругом (сосулька-лужи) (напряжение-расслабление языка). Капель стучит по крыше: д-д-д.
Лопаются почки на деревьях, птички прилетели, гнезда вьют(«чашечка»).
Пригрело солнышко, снег растаял и попала вода медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, понял, что весна пришла.
Хорошо гулять весной, но пора идти домой.
Повторение.
Письмо на ладошке.
Цель: развитие тактильного восприятия. - На какие 2 группы можно поделить речевые звуки?
-Назовите основные признаки гласных звуков, согласных.
- назовите гласные первого ряда, гласные второго ряда.
Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. Гласные и согласные
2. Основной этап.
Постановка проблемы.
Вывод темы. - на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Многие из вас написали «ламка» вместо лямка, «сомга» вместо семга, «плотка» вместо плетка.
Ребята, а чтобы научиться правильно писать подобные слова, необходимо научиться различать твердые и мягкие согласные, правильно обозначать мягкость согласного на письме.
Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные.
Изучение нового. А помогут нам в этом два мастера –Том и Тим.
Оба мастера любят петь песни-звуки.
Мастер Том строгий. Он поет грубым, твердым голосом : м,н, л,р, д,в…
А мастер Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом : мь, нь, ль, рь…
Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с мастером Томом: м-м-м.
А теперь с мастером Тимом : мь-мь-мь.
-Одинаково ли произносятся эти звуки?
- При каком звуке губы больше растянуты?
- какой звук произноситься с большим усилием, напряжение губ?
- Какая разница в звучании этих звуков? Какой звук звучит твердо? А какой мягко?
Звук «М» - твердый, а «МЬ» - мягкий.
На схеме твердые согласные обозначаем синим цветом (синий –твердый лед, как одежда у Мастера Тома, а мягкие согласные обозначаем зеленым цветом (зеленая мягкая трава)
На письме какой буквой обозначаются звуки «М», «МЬ»
- Произнесем твердый звук Л. А теперь мягкий ЛЬ.
- Какой звук произносится с большим усилие, напряжение губ, языка?
Мы можем сделать вывод: мягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые.
МЬ
МЬ
Буквой эм
Дифференциация твердых и мягких согласных изолированных звуков на слух. - на мягкий звук поднимаете зеленый квадрат, а на твердый- синий :
м, мь, р, н, рь, г, гь….
Дифференциация в произношении. Поиграем в игру «Маленький учитель»
По очереди вы будете брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете мягкий звук, а если синим, то твердый. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий квадрат.
Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда На доске:
МА МО МЭ МЫ МУ
МЯ МЁ МЕ МИ МЮ
- Прочитаем слоги верхней строчки и послушаем, как звучит согласный в этих слогах
- как звучит согласный?
Подчеркните гласные в этих слогах красным мелом.
Назовите гласные в 1 ряду. Как называются эти гласные?
-После каких согласных они пишутся?
- Прочитайте слоги 2ряда.
- Как звучит согласный?
Подчеркните гласные, которые стоят после мягких согласных. Назовите их.
Вывод: гласные второго ряда обозначают мягкость впереди стоящего согласного звука
Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах. На слух. Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: мА, ми, мя, мы, мо, мэ. Ме, му
Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах. В произношении Игра «Эхо»
МА-ма-мя
Мо-мо-мё
Му-мю-му
Ме-ме-мэ
Игра «Наоборот»
МА-ма-ма-мя-мя-мя
Ми-ми-ми-мы-мы-мы
Мо-мо-мо – мё- -мё-мё
Физ. минутка.
Цель: снять утомление. Развитие мелкой моторики. Мимический массаж Мимический массаж «Солнечный лучик»
К нам в кабинет заглянул весенний солнечный лучик. Он побежал по лбу. Нежно погладим его. Побежал по носу. По подбородку. По шее. Гладьте нежно. Не спугните его.
Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пришла весна! Проснулось теплое солнышко. Осветило, обогрело землю своими лучиками. Треснул на речке лед.
Солнце припекает, снег все тает, тает. Ручейки побежали, зажурчали. На поляне подснежники появились. Ветерок дует. Подснежники качает. Птички щебечут, птички летают весну встречают. Скоро им гнезда вить, маленьких птенчиков выводить. Хорошо весной в лесу!
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Самостоятельная работа. - Поделимся на 2 команды – друзья мастера Тома и мастера Тима. У кого зеленая фишка тот будет другом мастера Тима, у кого синяя – Тома.
Работа по карточке.
Друзья мастера Тома выписывают слоги, в которых согласный твердый, а Тима- слоги, в которых согласный звучит мягко.
Са, ва, мА, тю, ре, ли, гы, пле, кря, слы, ста, бли, пли.
Дифференциация твердых и мягких согласных в словах. На слух. Встанем у своих мест. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Будем работать со звуками «М» и «МЬ». Если в слове звук М твердый, то приседают друзья Мастера Тома, если мягкий-то Тима
а) малина, мяч, муха, мясо, мел, мишка, мышка, мох, мех, мыло, Милла, молоко
б) камыш, смех, камень, дома, темно, семь, замок
Дифференциация твердых и мягких согласных в словах. В произношении. Работа по карточкам.
Назовите картинки. Прочитайте слова. Скажите, как звучит в словах первый согласный : твердо или мягко : липа, роза, репа, шуба, перец, малина, лампа, белка. Спишите слова, подчеркните согласный : твердый синим цветом, мягкий - зеленым.
Самостоятельна я работа.
Цель: закрепление После того как вы выполните это задание, нужно будет сделать следующее задание на карточке.
Списать слова парами, подчеркнуть мягкие согласные.
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения у Линара, или Олега Линар- автоматизация звука Ч, дрр.
Олег- автоматизация звука Л
Развитие навыков диалогической речи.
Цель: умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной. Хлопните в ладоши, когда услышите вопрос.
Диалог зимы и весны.
Говорит весна:
-сестра, уходить тебе пора! А зима весне в ответ:
-Нет!нет! Нет!
Говорит весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да!
- Тают горки во дворах?
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
3. Заключительный этап.
Цель: подведение итогов, рефлексия занятия, развитие умения употреблять слова-прощания - чему учились на занятии?
-Какие звуки произносим с большим напряжением?
- какие гласные обозначают мягкость согласного?
На следующем занятии мы будем продолжать эту тему. Различать мягкие и твердые согласные.
Упражнение «До свидания, друг» Давайте попрощаемся левой ладошкой по правому плечу, скажем любое слово –прощание.
Ритуал-окончания занятия Упражнение «Цветок»
Цветок наш закрывается, занятие завершается