Ирина Стрельникова
Конспект занятия «Дифференциация звука [С]-[З] в словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока «Дифференциация звука [С]-[З] на фоне слова.
Цель: Дифференциация звука [С]-[З] в словах.
Коррекционно-образовательные цели:
1. Дифференциация звуков [с], [з] в словах.
2. Совершенствование навыков звукового анализа слов.
3. Совершенствование навыков составления и чтения слов.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звука [С]-[З] в словах“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие артикуляционной и общей моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные цели:
Воспитание доброжелательности, активности, инициативности, навыков со-трудничества и интереса к логопедическим занятиям.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня мы научимся различать звуки ([С][З], а какие вы сейчас угадаете.
2. Сообщение темы урока через загадки
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(собака)
Маленькая собачка
Свернувшись лежит.
Не лает не кусает,
а в дом не пускает.
(замок)
Дети отгадывают загадки.
Логопед сообщает тему урока. Анализ и сравнение характеристик звуков
Логопед. Какие звуки вы услышали в названиях?
Дети. Звуки [с] и [з].
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.
3. Артикуляционная гимнастика
1. Улыбка
2. Заборчик
3. Лопаточка
4. Трубочка
5. Птенчик (широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.)
6. Наказать непослушный язычок (открыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя…»)
7. Киска сердится (открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнят вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.)
8. Почистим зубки (сначала выполняем с закрытым ртом, затем – с открытым. «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутрен-ней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.)
Логопед: Ребята при произношении звука [С] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (около 1 мм, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воз-душная струя холодная, длительная, напряженная, направленная вниз по середине языка (по желобку). При произношении звука [З] добавляем голос.
4. Дыхательная гимнастика
Подуть на листочек.
Улыбнуться. Рот приоткрыть.
Широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Дуть на бумажный листочек, произнося звук [Ф].
5. Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка, потом с изменением ударения.
Логопед: Ребята сейчас я буду произносить слоги, а вы повторять за мной, слушайте внимательно
Са-са ___ са-са-са су-су___су-су-су
Со-со___со-со-со сы-сы___сы-сы-сы
Су-су___су-су-су за-за-за___за-за
Зо-зо-зо___зо-зо зу-зу-зу___зу-зу
Зы-зы-зы___зы-зы
6. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Внимательно послушайте слова. Выделите на слух и запом-ните слова со звуком [ З], затем со звуком [С].
Ваза, зубы, сода, сапоги, азот, сумка, совы, мимоза, запах, самолёт, закон, сахар, зонт, сыр, зубр.
7. Физ. Минутка.
«Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой - вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
8. Упражнение «Отгадай слова с пропущенными звуками [З] и [С].
Логопед: ребята, у вас на столах карточки. Вам нужно отгадать слова с пропущенными звуками З или С. Вписать в каждую клетку пропущенный звук и определить где находится звук (в начале, середине или в конце слова).
9. Упражнение «Слово рассыпалось»
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. В пустых клетках запишите их названия.
Подведение итога
Логопед: : Мы с вами очень хорошо поработали, правда! Выполнили много заданий, упражнений. Скажи, какие звуки мы сегодня учились произносить правильно? (звук [С] и [З]).