Анастасия Воробьева
Конспект занятия «Дифференциация [с]-[ш] на логопедическом занятии в 1 классе»
Дифференциация [с]-[ш] на логопедическом занятии в 1 классе
1. Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к вам пришёл гость. Он не может справиться с заданиями и просит вас помочь ему. А вы сами догадаетесь сейчас, почему он не может сам справиться. (вывешивается иллюстрация Незнайки). Правильно, это Незнайка, давайте поможем ему выполнить задания.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Теперь послушайте историю про Незнайку и повторяйте за мной движения: (артикуляционная гимнастика, дети держат в руках зеркала)
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация [с]-[ш] на логопедическом занятии в 1 классе“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Проснулся сегодня Незнайка, выглянул в окно и увидел, что светит яркое солнышко. Улыбнулся Незнайка (упражнение №улыбка 5 раз). Почистил зубы (упражнение “ Чистим зубки” 5 раз.) Решил он пойти погулять. Вышел Незнайка на улицу и увидел горку (упражнение “горка” 5 раз). А потом заметил качели, решил он на них покачаться (упражнение “Качели”, поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, вверх-вниз, всё выше и выше. (под счёт 5 раз).
Устал Незнайка, проголодался, и решил пойти домой попить чай с блинами. Испечём блины (удерживаем язык расслабленный на нижней губе под счёт, 5 раз). Потом он налил чай в чашечку, покажем, какая у него была чашечка (упражнение “Чашечка”, под счёт 5 раз. А чай-то был горячий. Подуем на чашечку, чтобы не обжечься. (дуем 5 раз).
3. Сообщение темы занятия.
- Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, какие же задания принёс наш гость.
_ Угадаем, с какими звуками мы сегодня будем работать:
А) этот звук лишний: г, ж, л, с, м. Почему звук С лишний?
Б) этот звук есть в каждом слове: мышь, шапка, шуба, мишутка.
- Сегодня мы с Незнайкой работаем со звуками [С] – [Ш] – будем их сравнивать и различать.
4. Образование, характеристика и сравнение звуков.
Итак, следующее задание. Расскажем Незнайке, как правильно произносить звук С и Ш, пользуясь артикуляционными профилями. (Дети по очереди рассказывают артикуляцию звуков).
- Что общего в произнесении этих звуков? (Возд. струя встречает преграду, голосовые связки не работают). Значит, что будет общее в характеристике звуков? (согласные, глухие)
- В чём отличие произнесения звуков? (положение языка, его подъём, положение губ)
- Дайте характеристику звукам. (дети дают характеристику звукам).Обращаем внимание детей, что для обозначения этих звуков используем одинаковый символ – синий квадратик. Характеристика одинаковая.
5. Связь звука и буквы.
- Какой буквой на письме обозначаем звук С? (Буквой эс)
- Какой буквой на письме обозначаем звук Ш? (буквой ша)
- Вспомните, на что похожи эти буквы, вспомните, какие учили стихи про эти буквы.
6. Пальчиковая гимнастика.
- Подготовим наши пальчики к письму. Возьмите в руки маленькие мячики. “Слепим” снежки, покатаем между ладошек.
7. Работа в тетрадях. Чистописание
- Откройте тетради, посмотрите на буквы, которые я вам написала, возьмите в руки карандаш, зачеркните лишние буквы, кроме С и Ш.
С С О с ш Ш е Е С Ш Щ ш щЭ С
- напишите на следующей строке красиво, чтобы научить правильно писать Незнайку наши буквы.
8. Развитие фонематического слуха, связь звука и буквы.
- Давайте научим Незнайку слушать внимательно. Я называю звуки, потом слоги, потом слова, а вы записываете только букву С или Ш в тетрадях.
С, ш, ш, с, ш, са, ша, су, шо, ши, шапка, суп, крыша, крыса, Соня, хвост, волос, Шура.
- Проверим работу. Взяли в руки простой карандаш, ставим под написанными буквами + или -. (Дети проверяют работу в парах, один ученик читает написанные буквы, обращаем внимание, что имена надо было писать с большой буквы).
9. Физминутка. Развитие фонематического слуха. (игра с мячом)
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем. (сделать 2 раза)
- А теперь покажем Незнайке какие мы ловкие, как умеем ловить и бросать мяч, повторяя правильно слоговые дорожки.
Логопед бросает мяч и произносит слоговые ряды, дети внимательно слушают, ловят мяч, воспроизводят ряды слогов.
СА- ША- ША-СА
СО-СО-ШО-СО
ШУ-ШУ-СУ-СУ
ШИ-ШИ-СЫ-ШИ (чтение слоговых таблиц)
10. Работа над звуковым составом слова, развитие фонематического слуха, развитие языкового анализа и синтеза.
- Следующее задание, которое приготовил Незнайка. Звуки рассыпались, составьте слово: К, Р, Ы С, А. (дети выкладывают схему слова на партах) Молодцы, ребята, вы научили Незнайку делать схему слова.
- А теперь послушайте, какое предложение составил Незнайка:
НА ГЛАЗАХ У ДЕТВОРЫ КРЫСУ КРАСЯТ МАЛЯРЫ.
- Скажите, может Незнайка что-то перепутал?
Что красят маляры? (крышу)
- Какие звуки перепутал Незнайка? (С-Ш)
- Произнесите предложение правильно. Назовите слова, которые отличаются одним звуком, так можно заменять звуки?
Запишите в тетрадь, подчеркните буквы, которыми они отличаются. Объясните смысл слов. Придумайте предложения с этими словами. (Запись в тетрадь крыса-крыша)
- Начертите в тетради карандашом на следующей строке схему своего предложения. Отметьте буквы С и Ш в словах предложения.
11. Закрепление.
- Незнайка приготовил вам задание на карточках, но он, как всегда пропустил буквы. Нужно вставить в слова буквы С и Ш.
Возьмите в руки маркер. Я говорю задание, а вы отгадываете слово и вставляете буквы.
- Однозначное число? (___е___ть)
- Имя и мальчика, и девочки? (___а___а)
- Маленькая баранка? (___у___ка)
- Хвойное дерево в лесу? (___о___на)
- Настольная игра? (___а___ки)
12. Итог занятия.
Молодцы, ребята! Вы все задания Незнайки выполнили. Чему мы сегодня научили Незнайку?
- Какие звуки сравнивали?
- Чем похожи эти звуки?
- Чем различаются?
- Зачем учили Незнайку сравнивать эти звуки и буквы? (Чтобы не смешивать при письме и чтении).
НЕЗНАЙКА ДАРИТ ВАМ МЕДАЛЬКИ С НАДПИСЬЮ: “ ЗНАЙКИ”.