Ольга Киселева
Конспект занятия «Дифференциация [б]-[п]»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация Б-П.
Цели:
1)упражнять в сравнении, различии звуков [б] - [б’], [п] - [п’], букв б-п в словах и предложениях;
2)формировать умение составлять словосочетания;
3)развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические процессы;
4)упражнять в правильном написании звонких и глухих согласных в конце слова;
5)прививать любовь к природе и животному миру
Оборудование:
1)карточки с заданиями
2) предметные картинки: береза и пальма
3)зашифрованные пословицы
Ход занятия:
I.Организационный момент
1. Приветствие.
2. Запись числа.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация [б]-[п]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
II. -Прежде чем урок начать потренируемся правильно дышать.
Упражнения на дыхание: «Доктор», «Бычок», «Вьюга»
III. Сообщение темы
-Назовите «дежурные» буквы? Б-П
-Сколько звуков обозначает буква Б?
[б] – [б’] Охарактеризуйте каждый звук.
-Сколько звуков обозначает буква П?
[п] – [п’] Дайте характеристику каждому звуку.
-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки [б] – [п] ([б’] – [п’]) и буквы Б – П.
IV.Упражнение на развитие буквенного гнозиса.
Работа по карточкам
1. Допишите заглавные и строчные буквы
2. Найдите все «дежурные» буквы и зачеркните их на своих деревьях (пальмах и березах) «Б» - одной чертой, «П» - двумя чертами.
V.Упражнение на развитие фонематических процессов.
1. Диктант серии слогов.
Бо – по, па – та –та, пи – ти, ту – ту –пу, те –пе.
Ученики хором проговаривают их, затем записывают. После – коллективная проверка.
VI.Физминутка
Солнышко проснулось,
Лучами потянулось.
Раскрылись листочки
Распустились цветочки
Да и ты не зевай
Солнцу щечки подставляй.
VII.Упражнение на составление словосочетаний
Собака добрая
Поросенок быстрая
Пальто спелая
Клубника забавный
Бабушка теплое
-Составьте словосочетания, подобрав подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какое?
VIII.Работа с пословицей
-Послушайте пословицу
Порядок бережет время.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Послушайте ей еще раз и назовите слова со звуками [б] – [п]
-Прочитайте зашифрованную пословицу
-Сколько слов в пословице? Запишите её в тетрадь. Подчеркните дежурные буквы.
- Как вы понимаете её смысл?
IX.Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор идем гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А еще в снегу валялись.
Х. Упражнение «Исправь предложения»
1. Паутина плетёт паука.
2. Ботинки купили брата.
3. Под лампой потолок.
4. На почках появилась береза
5. Блины испекли бабушку
XI. Работа с деформированными предложениями
Игра в разведчиков. Нужно прочесть зашифрованную запись: «б» обозначена одной черточкой,а «п» двумя – черточками.
=тицы улетели в те=лые края.
На =очве -ыли =ервые заморозки.
=о серому не-у =лывут черные тучи.
-Как вы думаете, какую букву могут обозначать знаки «-» - буква «п», «=» - буква «б»?
XII.Итог
-Итак, какие же буквы мы учились сегодня различать?
Дифференциация С-Ш.
Цели:
1)сравнить звуки по артикуляции;
2)тренировать в дифференциации звуков и букв С – Ш на слух и в письменной речи;
3)развивать фонематический слух, умение составлять слова из звуков, слогов.
Оборудование:
1)кассы букв;
2)таблицы слогов;
3)предметные картинки для сравнения слов-паронимов;
4)счетные палочки;
5)лента букв
Ход занятия:
I.Организационный момент
1. Приветствие
2. Проверка рабочего стола. Запись числа
II.Вступительная беседа
1. Работа по «ленте букв»
-На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
-Назовите гласные звуки.
-В каком домике они живут? (В красном)
-Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных?
-В каком домике живут согласные (В синим)
2.-Послушайте скороговорки и определите, какие звуки чаще всего встречаются в них.
Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста миска
-Звук С.
У Миши и Маши
Шишки в каше
-Звук Ш.
Вывод: в какой домик поселились звуки?
3. Запишите тему урока
Согласные С –Ш.
III.Основная часть
-Сегодня на уроке потренируемся различать звуки С –Ш и буквы «эс» и «ша»
1. Характеристика звуков. Сравнение артикуляции по схеме:
С Ш
Губы
Язык
Воздушная струя Холодная Теплая
[С] – согл, ; [Ш] – согл,
-Подумайте, похожи эти звуки или различаются.
2. Соотношение звуков с буквами.
Логопед произносит звук [С],затем [Ш].
-Какой буквой обозначим? С и Ш.
-Похожи ли эти буквы?
-Сложите из счетных палочек эти буквы (печатные).
-В тетради напишите заглавную и строчную: С с Ш ш
Итак, эти буквы дежурные.
3. Работа со слогами:
1)Чтение слогов по слоговой таблице
2) В два столбика запишите слоги:
С
Ш
Логопед называет пары слогов, а ученики распределяют по столбикам:
Са – ша
Ши – сы
Шо – со
Ис – ши
Су – шу
Еш – ЕС
IV.Пальчиковая гимнастика «Семья»
Дети проговаривают стихотворение, поочередно нажимают на подушечки пальцев.
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик я.
Это вся моя семья.
V. 1. Игра «Угадай букву»
Логопед показывает картинки, а ученики показывают какая буква соответствует увиденному. Затем шифруют слово.
Слон – с-1; шар – ш-1; мишка – ш-3; шишка – ш-1,3; сосульки – с-1,3; капуста – с-5; ландыш – ш-6; уши – ш-2; весы – с-3.
2. Составление слов из слогов
Ученики проговаривают вслух, затем записывают.
Ко-са; со-ро-ка; ма-ши-на; са-мо-лет; ав-то-бус.
(Записать слова, подчеркнуть безударную гласную)
-Подумайте, какое слово лишнее. Почему?
-Подчеркните дежурные буквы.
3. Работа со словами паронимами.
-Назовите картинки. Чем отличаются слова?
Мишка –миска. Крыша – крыса. Усы –уши. Каска –кашка.
-Запишите слова –парами. Подчеркните букву С одной синей чертой, а букву Ш –двумя.
VI.Итог.
-Назовите дежурные буквы.
-Какие звуки они обозначают?